Как жил потребительский рынок Томской области в 2011 году и чего ждать в 2012-м

Как жил потребительский рынок Томской области в 2011 году и чего ждать в 2012-м

Экономическая статистика – вещь для восприятия сложная и малоувлекательная. В первую очередь потому, что воспринимается, как правило, отстраненно. Ну какая, спрашивается, разница конкретному гражданину, появились ли новые технологии, выросло или упало производство в отдельной отрасли? Однако есть сфера, напрямую и лично касающаяся каждого, – это сфера потребительского рынка. Перевести скучную экономическую статистику прошлого года на язык жизненных реалий «ТН» попросили начальника Департамента потребительского рынка Томской области Александра Таловского.

Спрос еще не восстановился

– Начнем с самого простого вопроса: что собой представляет сегодня сфера потребительского рынка в регионе?

– В области более 5 тыс. стационарных объектов торговли, около 2 тыс. предприятий общепита, свыше 1 тыс. объектов мелкорозничной сети, 16 рынков, около 3 тыс. объектов бытового обслуживания, более 500 предприятий пищевой промышленности. Здесь трудятся свыше 50 тыс. человек – 15% занятого в экономике области населения. Численность занятых в сфере потребительского рынка в последнее время стабильна. Есть тенденция роста зарплаты, но, к сожалению, уровень ее пока ниже среднеобластного показателя.

– Как прошел 2011-й? Его называют посткризисным – это так?

– Нет. Потребительский рынок в прошлом году развивался в условиях продолжающегося кризиса в экономике. Ведь это самая рыночная, самая подвижная, реактивная отрасль, в режиме реального времени реагирующая на состояние кошельков и настроения граждан. Должен констатировать: потребительский спрос в регионе еще не восстановился после кризиса. Впрочем, этот рынок не монолитный, по разным направлениям – разные экономические результаты…

– А как с хлебом насущным?

– Объем производства пищевых продуктов в 2011-м составил 18,9 млрд руб­лей (это почти на уровне 2010 года). Повлияло то, что у нас останавливались крупные производители – «Томский кондитер», «Томь-экстра», ЗПП «Томский» и другие – их доля в общем объеме пищевого производства составляет около 9%. Но на сегодня все эти предприятия (кроме «Томь-экстры») возобновили работу. Надо учитывать, что у нас всегда были высокие исход­ные цифры по пищевке. Так, за последние 10 лет пищевая промышленность выросла в Томской области в 3,2 раза, а в России – в 1,6 раза. Поэтому здесь мы не можем расти колоссальными цифрами.

По итогам 2011 года вышла на положительную динамику легкая промышленность: индекс текстильного и швейного производства составил 107,9%. Правда, производство кожи, изделий из нее и обуви (96,8%) также потянул вниз крупный игрок – завод резиновой обуви, но зато на малых предприятиях производство обуви из кожи увеличилось на 8,4%, из текстильных материалов – на 112,2%. На «ТОКО» проведена модернизация с выведением на рынок новой линейки домашней обуви. «Ронокс» обеспечивает стабильную реализацию собственной продукции – в его торговой сети уже 12 магазинов. «Том-Текс» наряду с выпуском трикотажных изделий успешно развивает новое направление – чулочно-носочное.

– А с чем дела обстоят лучше всего?

– С дикоросами. Объемы заготовок по сравнению с прошлым годом возросли более чем на 25%. Сбор дикоросов становится все более весомой, значимой отраслью: на закуп натуральной дикорастущей продукции в 2011 году был направлен 1 млрд руб­лей, рыбы – более 80 млн, овощей – около 100 млн. В основном дары природы закупались у населения и лишь 15% заготавливались специализированными бригадами.

Особенно томичей в прошлый сезон порадовал орех: заготовлено его 3,3 тыс. тонн – в 3,5 раза больше прошлогоднего результата. На экспорт уйдет около 2 тыс. тонн. В расширение заготовительной сети в 2011-м предприятия инвестировали более 65 млн руб­лей.

Рынки проигрывают сетям

– У торговли растут обороты?

– Понемногу. Оборот оптовой торговли в 2011 году составил 109,4 млрд руб­лей – это на 10% больше, чем за предыдущий год (тут основная заслуга Metro). Розничная торговля (93,1 млрд руб­лей) выросла на 4,5%. Причем оборот непродовольственных товаров растет быстрее (+6,2%), чем пищевых (+2%). И долю они занимают большую, чем продовольственные (57,7%), а ведь это один из показателей качества жизни населения.

При этом розничные рынки продолжают сдавать позиции, проигрывая крупным сетям, – их оборот составил всего 85,3% от прошлогоднего, а доля (в фактических ценах) снизилась до 9% против 11% в 2010 году. Оно и понятно: в супермаркетах и цены на продукты ниже, и ассортимент шире. Показательный факт: за последние два года в крупноформатные магазины превращены розничные рынки «Северный», «Новый».

– Наверное, по традиционному базару ударили и ярмарки выходного дня?

– Несомненно. Дополнительно организовано девять торговых площадок, в летний период их действовало 24 (в 2010-м – всего 15). Зимой ярмарки выходного дня действуют на семи площадках в теплых помещениях. За 2011 год в них приняли участие более 25 тыс. продавцов, реализовано продукции более чем на 100 млн руб­лей. Средняя выручка на одного продавца составила более 4,7 тыс. руб­лей за день. Появилась еще одна тенденция: муниципальные образования открывают в областном центре свои фирменные магазины. Важно понимать: все это оказывает позитивное влияние на сдерживание роста цен.

Сельский быт

– Томск становится городом-форумом. Проведение масштабных мероприятий федерального значения уже отра­зилось на рынке гостиничных услуг?

– Их объем вырос на 1%, а средний коэффициент загрузки гостиниц – на 6% (он составил 58% – очень хороший показатель). И это несмотря на то, что прошлом году было введено в действие пять новых гостиниц! А вот сфере туризма в прошлом году пришлось туго: обострение политической ситуации и стихийные бедствия в жарких странах, куда привыкли выезжать сибиряки, привели к снижению оборотов компаний – до 81% к уровню предыдущего года.

– Интересная картина в сфере бытовых услуг и общепита. С одной стороны, снижение, с другой – не такие уж плохие показатели в сравнении с другими регионами…

– Действительно, у нас все еще не восстановился докризисный уровень спроса на бытовые услуги, сокращение – 10,6%. Но при этом бытовых услуг в пересчете на одного человека оказываем более чем на 4 тыс. руб­лей – выше среднероссийского показателя на 29%! Благодаря программам поддержки малого бизнеса заметно выросло число объектов бытового обслуживания в сельской местности. Общепит: впервые за последние 10 лет в прошлом году наблюдалось снижение объемов на 0,7%, но по обороту на душу населения среди регионов СФО Томская область занимает 3-е место, превышая средний по округу показатель на 15,4%.

Дальше будет лучше

– Итак, отрасль, несмотря на трудности, развивается. Есть приток инвестиций, открытия?

– Конечно. В 2011 году открыты пивные бары «Дублин», «Дрезден» и Тор Gear, кафе «Пельмени Project», рестораны Pomidor, «Купеческий дом», ресторан паназиатской кухни (японской, китайской, тайской и корейской) Macao club. Появилось интересное заведение под франшизой сети ресторанов быстрого питания Subway (насчитывает 34 тыс. ресторанов в 98 странах мира) – конкурента McDonalds, специализирующегося на более здоровой пище.

За 2011 год крупными и средними организациями всех сфер потребительского рынка освоено 1 088 млн руб­лей инвестиций, а с учетом малого бизнеса, который формирует почти половину оборота этого рынка, сумма составит 2 млрд руб­лей. На Каштаке открыт крупный торговый центр (15 тыс. кв. м), второй такой же будет открыт в Северске – объем инвестиций составит около 3 млрд руб­лей. В розничной торговле хорошими темпами развивается фирменная сеть «Мясной ряд». Реализуются другие крупные проекты: «Томское пиво» (2 млрд руб­лей), «Красная звезда» (1,1 млрд) и другие. Всего в пищевой промышленности со следующего года начнется реализация 37 долгосрочных инвестиционных проектов общей стоимостью около 11,5 млрд руб­лей.

Так что мы ожидаем дальнейшего поступательного развития томского потребительского сектора, улучшения качества и увеличения ассортимента товаров и услуг, а также расширения экспансии товаров под маркой «сделано в Томске» в другие регионы России и за ее пределы.

В сезон 2011 года заготовлено:

  • грибов 1 800 т;
  • ягод лесных 2 727 т;
  • ягоды садовой 1 327 т,
  • ореха 3 300 т;
  • овощей 5 728 т;
  • рыбы 2 600 т.

По итогам 2011 года Томская область находится в пятерке лидеров среди регионов СФО по минимальному уровню цен на продовольственные товары. Из перечня социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в Томской области нет ни одного самого дорогого продукта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *