Новые технологии приходят в образование

Образовательная среда «Один ученик – один компьютер» будет внедрена в трех школах Томской области. В рамках благотворительного проекта компании «Интел» три учебных заведения получили 70 мобильных компьютеров школьника Intel Classmate PC. Предполагается, что гаджеты будут использовать на уроках в младших классах. В экспериментальном проекте принимают участие СОШ № 40 (Томск), моряковская школа (Томский район) и зырянская школа (Зырянский район). На минувшей неделе в Институте повышения квалификации педагогических кадров прошел семинар-тренинг для педагогов, которым предстоит работать в новой образовательной модели.

Компьютер – ученик 1:1

– Идеальный урок в образовательной модели «Один компьютер – один ученик» сочетает в себе элементы исследования и групповой работы, предполагает использование компьютерных технологий и социальных сервисов, – объясняет Марина Ливенец, федеральный эксперт образовательных программ «Интел», старший научный сотрудник федерального института развития образования (г. Москва). – Вот, например, тема «Животный мир». Можно поручить классу прочесть и пересказать главу из книжки, а можно поставить вопрос: «Влияет ли на животный мир жизнь человека?» Чтобы ответить, ребенку надо провести исследование. Компьютер в этом процессе – удобный инструмент: школьник может выйти в Сеть для поиска информации, создать онлайн-доску, виртуальную газету или музей, подкрепить это исследование видеороликами, а результаты работы обсудить с одноклассниками.

Все это, по мнению идеологов внедрения компьютера в учебный процесс, формирует у ребенка навыки XXI века. Материал на уроках лучше усваивается: информацию школьник получает не от учителя – добывает сам. В ребенке воспитывается привычка к непрерывному самостоятельному образованию в течение всей жизни. В итоге из школьных стен выходит человек, готовый к работе в современном мире.

Такие цифровые классы на протяжении нескольких лет успешно работают в Москве, Краснодарском крае, Татарстане, Нижегородской, Ярославской и других российских областях.

– Приведу в пример одну из новосибирских школ, – продолжает Марина Ливенец. – Учитель работал с детьми в этой образовательной модели с 1-го по 4-й класс. И когда ребята пришли в пятый класс, учителя оказались не готовы к работе с ними – так хорошо дети были подготовлены. Прежде чем приступить к работе, педагогам пришлось пройти курс повышения квалификации.

Преодолеть фобии

Учитель в новой образовательной модели не столько поставщик знаний, сколько грамотный модератор, который направляет ребят в нужное русло. Все компьютеры в классе объединены в сеть: педагог может дистанционно раздавать и собирать задания, контролировать процесс работы.

– Боязно, конечно, удастся ли на практике то, что освоили здесь, – признается педагог зырянской школы Оксана Мельникова, одна из участниц тренинга. – Но мы будем стараться.

Этот учебный год Мельникова начала с новым набором первоклассников. Мультимедийные компьютеры Intel Classmate PC школа получила еще в сентябре, и учительница уже пробовала применить гаджеты в учебном процессе.

– Мы использовали компьютер всего пару раз, ведь осваивать технологию поначалу пришлось методом тыка. Дети в восторге. Постоянно спрашивают: когда еще? После семинара с компьютерами мы будем работать гораздо чаще.

Внедрение модели «Один компьютер – один ученик» вовсе не означает, что стандартное письмо и рисование уходят из школьной программы. По санитарным нормам малыши в начальной школе могут работать с компьютером не более 15 минут в час.

Опыт есть

Интеловские компьютеры – не первое пришествие информационных технологий в образовательный процесс. Год назад в трех томских школах ученики шестых классов начали тестировать электронные образовательные устройства от издательства «Академкнига/Учебник». Внешне устройство напоминает ноутбук размером с обычную книгу. Внутри два экрана: один – для чтения и письма, другой – для выхода в Интернет и работы в специальном образовательном портале. Светленскому лицею, Мариинской и 56-й гимназиям Томска устройства достались в рамках эксперимента.

– После года работы пришло понимание, что такие электронные комплексы – это не будущее, это запаздывающее настоящее, – делится наблюдениями директор Светленского лицея Александр Сайбединов. – С приходом в школу таких умных учебников появляется альтернатива современному учителю. Элементарную функцию передачи знаний, которую до сегодняшнего дня выполняли педагоги, можно запросто делегировать электронным формам обучения. При максимальном переходе на такие формы обучения учитель является только оператором. В сущности, совсем не нужно быть математиком, географом, чтобы выполнять операторскую функцию. Освобождаясь с помощью компьютера от элементарного обучения, учитель имеет больше времени для более углубленной работы с детьми. Система образования начинает нуждаться в новом учителе, способном вывести знания на уровень творческих процессов. Ни одной электронной форме обучения это не под силу.

 

От эксперимента – к рабочей модели

Даже закоренелые ретрограды не отрицают: использование электронных форм обучения в образовании сегодня неизбежно. Другое дело – цена вопроса. Стоимость электронного образовательного комплекса – 8–10 тысяч, ноутбука – 12–14. Теоретически директора школ могут прямо сегодня начать закупать новое оборудование. Практически – скованы в средствах.

– Родители не могут быть той ресурсной базой, за счет которой должны приобретаться электронные учебники, – уверен Александр Сайбединов. – Теоретически на покупку электронных комплексов могут быть выделены средства на модернизацию образования. Но эта графа подразумевает также повышение квалификации кадров, замену другого оборудования, развитие спорта. Необходимо постоянно взвешивать, какие траты наиболее оправданы. Не стоит забывать, что система работы с электронными учебниками находится в экспериментальном режиме. На рынке есть несколько моделей, которые предполагают разные подходы к электронному обучению. Прежде чем массово закупать какое-то оборудование, нам необходимо получить рекомендации Министерства образования, а там пока еще не определились с тем, какие подходы следует использовать.

Какие электронные технологии используются в томском образовании

1. Intel Classmate PC – небольшой мультимедийный компьютер с прорезиненным корпусом, специально предназначенный для использования в школе или в детских группах.

2. Интерактивные доски ActivBoard – широкоформатные мультимедийные экраны с функцией сенсорного управления. Работают в тандеме с персональным компьютером и проектором.

3. Панели с радиопортом – мультимедийные планшеты, при помощи которых можно управлять мультимедийной доской или использовать как автономный инструмент для построения графических изображений и редактирования текстов.

4. Электронные указки – облегчают работу с интерактивными досками, могут быть использованы вместо компьютерной мыши.

5. Системы тестирования ActiveVote – метод обратной связи с аудиторией. Позволяют оценить степень усвоения материала или провести опрос школьников.

6. Электронный образовательный комплекс «Живой урок» – это индивидуальный учебник по всем предметам, интегрированный в специально созданный интернет-портал.

7. Система электронного журнала и дневника учащегося – посещаемость, расписание, рейтинг успеваемости и оценки, размещенные на определенных порталах в Интернете.

8. Дистанционное обучение детей-инвалидов с использованием компьютеров Apple Macintosh.

9. Дистанционное образование детей с особыми образовательными потребностями (проекты школьного университета и ТГУ). В школьном университете ребята обучаются заочно, выполняя задания по заранее подготовленным материалам и отрабатывая их практически в специальной программной среде. Они могут пользоваться специально разработанными сайтами и порталами, например www.dviger.com. В ТГУ в режиме онлайн томские школьники могут получить дополнительное образование в физматшколе, школах юного химика, биолога, менеджера и журналиста. Один из инструментов обучения – спутниковое образовательное телевидение.

10. Терминалы знаний (ноу-хау, разработанное в Губернаторском Светленском лицее). Три терминала по темам: культура, наука, естественно-научное знание – напоминают интерактивные энциклопедии. Школьники могут скоротать время на переменках за разглядыванием картинок, прослушиванием аудиофайлов, просмотром видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *