Оксана Козловская: Над законами работаем как одна партия – партия томичей

Законодательная Дума Томской области пятого созыва собирается на каникулы. Как всякий почти отпускник, на последнем летнем заседании 26 июля она постаралась и «хвосты подчистить», и «горы своротить», решив более 40 объемных и сложных вопросов повестки. Отдых Думе, безусловно, нужен – первые месяцы выдались беспокойными и насыщенными. Шло становление нового думского состава, одновременно в регионе обновлялась и исполнительная власть. По сути, менялась вся система «руководящих» отношений. Как Дума справилась с задачами первого полугодия, чем занималась и чего достигла за 7 месяцев работы – об этом «ТН» рассказала спикер Оксана Козловская.

– Эти месяцы были действительно напряженными. В новой Думе представлены те же четыре партии, что и в прежней, но она стала совершенно другой. Обсуждение вопросов идет более активное, плотное и подробное. Бурно и долго дебатировались законы о выборах губернатора Томской области, об изменении правил торговли спиртным. В результате скрупулезной работы внесены существенные изменения в закон о мировых судьях – они сделали информацию о работе мирового суда более открытой. Важные и полезные нововведения – в программе «Электронное правительство». Органы власти при работе с обращениями граждан теперь больше обмениваются документами сами, без участия заявителей. По нашим оценкам, количество справок, которые должен собирать человек, сократилось на треть.

Дебаты о финансах

– Как шел бюджетный процесс?

– По первому полугодию дополнительные доходы областного бюджета составили 3,8 млрд руб­лей, из них 2,1 млрд – средства из федерального бюджета, 1,7 млрд – собственные. На вчерашнем заседании по предложению обладминистрации депутаты решали вопрос об увеличении расходов еще на 1,2 млрд рублей. То есть с начала года реальные расходы регионального бюджета увеличатся на 5 млрд.

– Последнее увеличение – за счет роста бюджетного дефицита. Не чрезмерен ли риск? Говорят, второй кризис на пороге…

– По Бюджетному кодексу внутренний долг субъекта Федерации не должен превышать 100% собственных доходов, у нас – 24%. Добавим расходов, будет около 27. На недавнем Госсовете президент назвал территории, у которых внутренний долг превысил 30% (а те, у кого 50%, были названы особо), эта планка является определяющей. Мы лишь приблизимся к отметке, так что ситуация нормальная.

– Под что занимаем?

– Объем инвестиций в первом полугодии возрос – 125% к уровню 2011 года. Впервые за последние годы прилично увеличился индекс физического объема производства – 115%. Я считаю, структурные изменения, произошедшие в нашей экономике в последние годы, начали давать результат.

Мы рассчитываем на крупные инвестпроекты, реализуемые в регионе. На газовую программу, проект по лесопереработке в Асине, два крупных проекта в ОЭЗ (думаю, нынче услышим еще о паре масштабных). Верю, что продолжится реализация программы консорциума (а это серьезно, ведь томский НОК более 20 млрд рублей привлекает в течение года!). По нашей оценке, все это создает условия для заметного роста экономики. И именно эти проекты снизят риски в случае нового кризиса.

«Решаем системно»

– Какие проблемы были решены из числа самых острых?

– Почти 1 млрд рублей дополнительно направлено на инфраструктуру, связанную с ОЭЗ. Деньги пошли на реконструкцию или новое строительство инженерных сетей, что повлияет на развитие микрорайонов, расположенных рядом. Более 300 млн будут выделены на инфраструктуру, благоустройство, техприсоединение 17 проблемных домов. Думаю, половина из них будет введена до 2013 года. 470 млн рублей направлено в образование – область взяла обязательство довести зарплату учителей в 4-м квартале этого года до среднеобластной (более 24 700 рублей). На 160 млн профинансировано строительство школ в Белом Яре и Кожевникове, всего будет капитально отремонтировано и заново построено 36 школ. Выделены дополнительные средства на ремонт внутриквартальных территорий. Мы впервые системно решаем проблему обеспечения жильем детей-сирот: к выделенным 150 млн добавили нынче еще 50…

– В социальной сфере  было несколько дорогостоящих новаций…

– С 1 июля заработал закон о региональном материнском капитале, теперь на каждого 3–4-го ребенка семья получает 100 тыс. рублей. Кроме того, с 1 января 2013 года матери будут ежемесячно получать на каждого ребенка, начиная с третьего, в среднем по 7 тыс. рублей. Заработал закон о земских докто­рах: на сегодня подписано уже 82 договора, 65 специалистов получили по 1 млн рублей, 36 уже трудоустроены на селе. Будут еще желающие ехать в глубинку – отлично, деньги в бюджете на это найдутся.

Думой также принят закон, по которому погорелец теперь не будет зависеть от решения чиновника, а сразу получит единовременную выплату в 50 тыс. рублей (помимо помощи, предусмотренной федеральным законом).

Контроль и ответственность

– Кроме законотворчества в полномочиях Думы – контроль выполнения региональных законов… Как осуществлялась эта деятельность?

– Традиционная работа депутата – депутатские приемы: за первое полугодие на них побывало 2,1 тыс. избирателей. За каждым, как правило, сложная проблема, человеческая судьба.

– Мне кажется, по-другому – активнее – заработал совет общественных инициатив.

Появились и новые формы, например выездные заседания совета Думы. Мы работаем на уровне поселений, района. Обсуждаем с депутатами и главами проблемы, которые есть на территории, смотрим, как существующие законы позволяют их решать. Из каждой поездки привозим 10–15 вопросов, требующих тщательного правового сопровождения или концептуального решения на законодательном уровне. Например, столкнулись с тем, что в деревнях много брошенных домов – потенциально пожароопасных. По федеральному закону дом можно признать бесхозным только через три года… Как никогда актуален и вопрос участия населения в охране общественного порядка на селе. Число участковых сокращено, на одного стража порядка иной раз приходится по 5–6 деревень. На комитете по социальной политике мы приняли решение работать с МВД, чтобы методика расчета численности участковых была пересмотрена. Вопросы, на первый взгляд, мелкие, житейские, но они касаются конкретных людей…

– Неожиданности случались?

– Поразил вопрос пожилой женщины в поселке Гарь (в130 кмот Асина, там мощная старообрядческая община, из 310 жителей 90 детей): «Когда будет скоростной Интернет? Я не могу с коллегами нормально общаться по скайпу!» Это значит, жизненно важные вопросы по образованию, здравоохранению решены. И действительно, ЦРБ, ФАПы, школы в районе не могут не радовать…

И, кстати, о полномочиях: около 80% их сейчас у федерального центра, и только 20% решений зависят от депутатов региональных парламентов. Но люди абсолютно не разделяют вопросы исполнительной, законодательной, федеральной или региональной властей, им нужно, чтобы проблем стало меньше, жизнь лучше.

– Как для вас лично прошел переход из замгубернаторского кресла в кресло спикера?

– Первые заседания Думы давались тяжело. Ведь работа в исполнительной и законодательной ветвях – совершенно разные виды деятельности. Управленец может сказать: мы посовещались, и я решил. То есть полностью взять на себя ответственность.

Тут же ситуация другая: ты должен человека убедить или признать его правоту. Третьего не дано. В Думе мы все равны, нет начальников и подчиненных.

Смысл работы депутата – экспертиза инициативы, проекта закона. Главное – понять, как его принятие будет воспринято населением, какие будут социальные, экономические, политические последствия. Да, политики в моей работе, безусловно, стало больше…

На одном языке

– Как складываются отношения с оппозицией?

– Уникальность ситуации в том, что с руководителями фракций мы говорим на одном языке. Не просто слышим друг друга – у нас позиции во многом совпадают. Главное, о чем мы договорились с самого начала: над региональными законами Дума должна работать как единое целое. Как партия томичей. Кому-то покажется – высокий штиль. А я считаю –  единственно правильная позиция. И такая работа сейчас складывается.

Хотя с оппозицией не скучно, это точно, но я думала, будет хуже. Нескольких человек я для себя просто открыла.

Когда я работала в исполнительной власти, мне казалось, что в Думе люди занимаются техническим сопровождением вопросов, которые вносит администрация. Поверьте – сегодня здесь очень работоспособный, профессиональный аппарат.

– А с обновляющейся исполнительной властью находите общий язык?

– Мы находимся в конструктивном и плодотворном взаимодействии с обладминистрацией. Губернатор слышит Думу, а Дума – губернатора.

Собственно, в Томске всегда так и было. И то, что Сергей Анатольевич был депутатом областного парламента, позволяет ему оценить значимость и влияние депутатского корпуса на принятие стратегических решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 4 =