Почему сообщения ОНФ напоминают военные сводки

Марина Крайнова

img_0379_0

Всего-то неделя прошла с момента нашей встречи с активистами Томского регионального отделения Общероссийского народного фронта, на которой мы говорили в том числе о проблеме «черных лесорубов». Хотели, честно говоря, выдержать паузу, подождать результатов последнего задержания на Кузовлевском тракте… Но правоохранительные жернова мелют медленно, а жизнь подкидывает все новые сюжеты. Так, глядишь, окрестности Томска и вовсе облысеют. 2017-й в России будет объявлен Годом экологии, но доживем ли мы до понедельника?

Над кем не пахнет

Член правления ОНФ эколог-общественник Сергей Жабин легко объяснил, почему последние годы томичи страдают от запахов со стороны свинокомплекса. Почему-то никто из горожан, проклинающих «Сибирскую Аграрную Группу» за «ароматы», не задумывался, а как же было раньше? Почему в Томске не пахло? Ведь и свинокомплекс, и птицефабрики существуют в пригороде со времен Лигачева, но почему-то раньше амбрэ до Томска не доносилось. Что, сменилась роза ветров?

– Коммунисты были не дураки: от областного центра эти территории отделяли леса. Часть из них относилась к землям городского лесничества, но оно уже давно не существует. Часть входила в охранную зону ТНХК, – объясняет Сергей Жабин. – Сегодня от леса мало что осталось. Когда едешь по дороге, вроде бы нормально, но достаточно свернуть вглубь метров на 20–30, увидишь: там все вырублено.

Мечта эколога – пригласить мэра Ивана Кляйна, замгубернатора Андрея Кнорра, а может, даже и главу региона Сергея Жвачкина и проехаться с ними по окрестностям Томска. Посмотреть, какие заповедные места еще сохранились совсем недалеко от того же «Нефтехима» и как стремительно исчезают эти прекрасные уголки природы. Чтобы увидеть, как зверствуют в пригороде лесорубы всех мастей. Что они оставляют после себя.

В районе Кузовлевского тракта – сплошь пилорамы. И все они отнюдь не простаивают. Самое ужасное, что лес, который идет на пиломатериал, добывается здесь же и практически открыто. Без всяких лесобилетов. И это никого не волнует! Точнее, волнует, но не тех, кто мог бы остановить уничтожение зеленого пояса города.

– С прошлого года нас засыпают жалобами жители Кузовлева и Спутника: вырубают все! Примите меры! Но почему к нам? Обращайтесь в полицию – к участковому, в райотдел… – недоумевает Сергей Иванович. – Обращались, говорят. Бесполезно. Последней инстанцией остается ОНФ. Но что мы можем? По большому счету никаких полномочий у нас нет. Самый большой анекдот, когда неравнодушные граждане с жалобами обращаются в мэрию, а там советуют… позвонить Жабину.

Но с другой стороны, поясняет общественник, мэрия действительно не может наказывать воров древесины в городских лесах, которые городскими лесами де-юре не являются. Нет таких полномочий и у областного департамента лесного хозяйства. Там советуют восстанавливать городское лесничество.

Значит, дорога в полицию? Люди в погонах вовсе не рвутся в бой. «Фронтовики» буквально на блюдечке с голубой каемочкой преподносят полицейским преступников, но их почему-то через пару дней отпускают. Вместе со всей техникой. Рубите дальше! И те рубят, не стесняются.

img_0384

А это не считается!

Самый яркий пример, демонстрирующий степень заинтересованности или полной незаинтересованности органов в соблюдении законов, случился совсем недавно. В конце мая члены Томской региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса обнаружили четырех «черных лесорубов», ведущих незаконные вырубки в районе Кузовлевского тракта. Привлекли полицию, она задержала рабочих и увезла их в РОВД. Однако там они пробыли недолго. Через несколько дней трудолюбивые ребята оказались на воле. Вместе с орудиями производства.

– Прошло меньше месяца, и мы вновь обнаружили тех же людей, все на том же Кузовлевском тракте, – рассказывает представитель ОНФ Михаил Ефимов. – Документов на лесозаготовительные работы у них опять не оказалось. Мы вызвали представителей Октябрьского РОВД, которые вновь задержали людей для выяснения обстоятельств и арестовали технику.

Не факт, что и на этот раз «рецидивисты» понесут хоть какое-то наказание. В данном случае, пояснил Михаил, довольно непросто установить, кому нанесен ущерб. Ведь лес вроде как и есть, а вроде как и нет. Белое пятно на карте. А раз нет хозяина, то кто же потерпевший?

Так же и в мэрии. Дело чиновничье простое: от и до. Это общественники суют свой нос куда им вздумается. В хорошем, конечно, смысле. Представить себе сотрудника мэрии, который вдруг начинает по собственной инициативе расширять свой фронт работ, довольно сложно. Да и начальство такую самодеятельность не одобрит. Решение проблемы явно где-то вверху. Скорее, на уровне руководства города.

И под каждым им кустом…

В советские времена, поясняет Жабин, была отлаженная система лесозаготовок: базовый поселок, от него лучами отходят узкоколейки и зимники. Никому тогда в голову не приходило выбирать лес у дорог и населенных пунктов.

– Система разрушена, и перезрелый лес где-нибудь за Улу-Юлом и Чичка-Юлом теряет свои товарные свойства, там то и дело возникают пожары, а где-нибудь в Вершинине сосняк вырубается чуть ли не за домами, – уверен эколог.

Но в Томском районе беда не только в этом. Некоторое время назад – еще при предыдущем главе (сейчас он, кстати, возглавляет местную Думу) – все леса, не относящиеся к Гослесфонду, были превращены в «земли сельхозназначения, поросшие кустарником». Порядка 180 тыс. гектаров!

– Это первый и единственный в России муниципалитет, провернувший такую операцию. Зато теперь нет необходимости выставлять участки на аукцион, – поясняет смысл чудесных превращений Жабин. – Но с помощью прокуратуры мы пытаемся навести здесь порядок, потому что земля принадлежит Томскому району, а лес – собственность государства.

Так же как и в «ничейных» пригородных лесах, в Томском районе процветают многочисленные пилорамы. Как ведется их учет – волосы дыбом встают.

– Если мы не наведем порядок с пилорамами, никогда нам не залечить наших болячек, – считает Сергей Иванович.

Член общественной палаты (одна из многочисленных регалий Жабина) рассказал о «веселом» случае в Тахтамышеве.

– Прямо в бору складированы бревна. Столько сосняка! Отличная деловая древесина. Спрашиваем у руководителя документы. Он долго мялся, наконец достал какую-то тетрадку в клеточку. Там записи типа: «Митяй 9 кубов. Санька – 6 кубов». И что вы думаете? Мы с трудом вытащили в эту поездку сотрудника ОБЭП Томского района, а он даже не стал составлять протокол! Два протокола выписал представитель департамента леса… И все.

img_0585

Козюля из Козюлина

Последний «боевой листок», сводка из лесов. Сохраним лапидарный стиль оригинала.

«Активисты Томского регионального отделения Общероссийского народного фронта обнаружили в лесном массиве близ деревни Козюлино двух нарушителей природоохранного законодательства, которые осуществляли погрузку срубленной деловой древесины в автомобиль «ЗиЛ». Кроме того, на поляне находился трактор «МТЗ-82» с телегой, для которой также был приготовлен сортимент для погрузки.

О данном происшествии представители ОНФ проинформировали сотрудников Департамента лесного хозяйства Томской области, которые оперативно отреагировали на сигнал «фронтовиков» и прислали на место рубки мобильную группу государственного лесного и пожарного контроля, а также представителей Тимирязевского лесничества. «Черные лесорубы» были задержаны с поличным.

Свою причастность к незаконной рубке задержанные отрицали, утверждая, что нашли лесоматериал брошенным в лесу. На место был вызван участковый, который составил по данному нарушению протокол. Техника и древесина были изъяты. По предварительной информации, ущерб, причиненный лесному фонду, составил более 12 тыс. рублей.

В настоящее время материалы по данному происшествию переданы полиции для возбуждения в отношении задержанных лиц уголовного дела по статье 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений)».

Как говорит Сергей Жабин, реакция департамента лесного хозяйства на его звонок была мгновенной. На этот раз оперативно сработали и правоохранительные органы.

– Лесной департамент, пожалуй, единственная официальная структура, с которой у нас отношения складываются конструктивно, – поясняет Сергей Иванович. – Во время рейда по Шегарскому району мы обнаружили, что на выезде из деревни Победа стоит пункт весового контроля. Ведь что там придумали – рядом проходит по лесу дорога, по которой машины, груженные «черным» лесом, объезжают пункт весового контроля. Мы подготовили письмо о переносе пункта весового контроля на трассу в районе деревни Чернышевки на имя начальника департамента транспорта, дорожной деятельности и связи. Надеемся, нас услышат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =