Сегодня на улицах Томска можно встретить не просто школьников, студентов и выпускников вузов, а альтернативщиков, анимешников, битмейкеров, ванилек, гиков, гопников, готов, гранжеров, диггеров, металлистов, панков, трейсеров, пранкеров, растаманов, рокабилли, рэперов, скинхедов, треш-моделей, фриков, хакеров, хипстеров,эмо, яппи и представителей множества других молодежных субкультур.
В Томской области доля молодежи (от 15 до 29 лет) составляет 29% населения – 308,4 из 1 057,7 тыс. человек (данные Томскстата по состоянию на 1 января 2012 года).
Юношей на треть больше, чем девушек (175,8 и 132,6 тыс. человек соответственно).
71,3 тыс. молодых жителей области учатся в вузах, 14,1 тыс. – в средних специальных учебных заведениях.
Три четверти молодежи проживает в городах, и только четверть – в сельской местности.

На все четыре стороны

Термин «молодежь» социологи определяют по-разному, однако практически все согласны с тем, что это возрастная группа, которая находится в стадии взросления, переходит от детства и юности к социальной ответственности. Это время поиска своего места в жизни, время выбора – профессии, системы ценностей, второй половинки, друзей и тому подобных извечных ценностей.
Возможность выбора напрямую зависит от общественного устройства, принадлежности к той или иной социальной группе, уровня образования и ряда других факторов.

Кем родился,  тем и будешь

В сословном обществе выбор жизненного пути зависел от принадлежности к сословию. Выходец из российской крепостной крестьянской семьи становился крепостным крестьянином, реже солдатом, прислугой или священнослужителем. Молодой дворянин мог стать офицером, гражданским чиновником, ученым, придворным, священнослужителем или просто помещиком.
Причем социальный статус всегда превалировал над всеми остальными занятиями и увлечениями людей того времени. Например, поэт Александр Пушкин, будучи дворянином, был вынужден служить – сначала гражданским чиновником, затем придворным. Иногда молодой человек мог выбрать жизненный путь вопреки своему социальному статусу. Например, выходец из поморских рыбаков Михаил Ломоносов смог стать членом Академии наук, дворянином и помещиком. Но такие случаи были чрезвычайно редки.
Еще меньше выбор был у российских девушек: крестьянка могла стать только крестьянкой или монахиней, дворянка – помещицей, придворной дамой или монахиней.

Из грязи – в князи

При капитализме и демократической форме правления возможность выбора у молодежи значительно расширилась. Выходец из крестьянской или рабочей семьи мог стать купцом, фабрикантом, ученым, чиновником, офицером, писателем… Например, в США главным двигателем развития выступила великая американская мечта – вера в свободное предпринимательство, в то, что любой гражданин при наличии таланта и трудолюбия может достичь всего, чего хочет.
Однако в реальности выбор жизненного пути существенно зависит от стартовых возможностей молодых людей: детям из богатых семей намного легче реализовать свои мечты, чем выходцам из социального дна. «Американская мечта» зачастую превращается в «Американскую трагедию» (роман Теодора Драйзера).
Поэтому многие государства используют всевозможные меры социальной поддержки молодежи, наибольшее распространение из которых получили программы льготного кредитования для покупки жилья и получения образования. Ряд стран пошли по пути бесплатного высшего образования.

Молодым везде у нас дорога

В СССР – «стране победившего социализма» – набор возможностей у молодежи официально был не ограничен. Советские идеологи провозгласили лозунг «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». Однако в реальности советская власть периодически вводила гласные и негласные ограничения на социальные лифты для молодежи. Например, в 1920–1930-е годы в вузы, партию и армию старались не принимать выходцев из дворян, купцов, царских чиновников, семей священнослужителей и прочих «социально чуждых элементов». Предпочтение отдавалось детям рабочих и крестьян.
Кроме того, во времена позднего СССР в стране расцвели кумовство и протекционизм, привилегированную путевку в жизнь получали дети партийно-хозяйственной номенклатуры. Широкое распространение получил анекдот о том, что сын полковника не будет генералом, потому что у генерала есть свой сын.
Тем не менее введение обязательного среднего и бесплатного высшего образования, а также мер законодательной поддержки молодежи (например, в течение трех лет молодого специалиста нельзя было уволить) позволило расширить стартовые возможности молодых людей до высочайшего в российской истории уровня.
Главным социальным лифтом для советской молодежи был комсомол – кузница кадров партийно-хозяйственной номенклатуры.

Бунтари

Большинство молодых людей проходят в своем развитии этап бунтарства против современного общества, созданного старшими поколениями. Этот конфликт «отцов и детей» заставляет молодежь объединяться в различные группы и движения.
Молодежные движения и субкультуры имеют свою идеологию, их представители стараются отличаться от всех языком (сленгом), стилем поведения, музыкальными пристрастиями или внешним видом.
Как правило, вступая во взрослую жизнь, молодые люди уходят из таких движений, сохраняя память о них как о символе своей юности, своего поколения. В результате подавляющее большинство молодежных субкультур распадаются, однако некоторые из них становятся долговременными факторами общественной жизни.

Справка «ТН»
День молодежи появился в Советском Союзе в 1958 году. Он отмечался в последнее воскресенье июня. После обретения Российской Федерацией независимости первый президент России Борис Ельцин издал распоряжение, зафиксировавшее дату Дня молодежи: 27 июня. Впрочем, в некоторых городах основные торжества проводятся по старой привычке именно в последнее воскресенье июня.

Байкеры

Freedom по-нашему

-В Советском Союзе байкерства не было, – уверен один из старожилов байкерского движения в Томске Мастер Джигурда (в миру – Геннадий Жидких). – Вернее, не было такого определения. Мы называли себя просто – мотоциклисты. Лихие парни, которые любили скорость, приключения, технику, дальние поездки и не мыслили себя без любимого мотоцикла. Мы каждый вечер собирались у ступенек СФТИ – общались, знакомились с девушками, планировали мотопутешествия, в которые отправлялись по несколько раз в год.
«У нас нет людей первого и второго сорта, потому что мы все равноправны; мы не просим друг у друга помощи, потому что помощь придет и без слов. Мы живем по своим законам, и главный из них – это закон чести. Здесь мы живем так, как не можем жить в окружающем нас мире, где подлость оправдывают обстоятельствами, а предательство – это норма» – так звучат основные принципы байкеров.
Роман с мотоциклами у Геннадия Жидких начался еще в детстве: первым мототранспортом – велосипедом с мотором – будущий Мастер обзавелся еще в начальной школе. Став чуть постарше, получил от доброго соседа старенький мотоцикл «Москва», а потом купил себе Jawa (мечта любого мотоциклиста, произведенная в Чехословакии).

Сегодня Мастер Джигурда – обладатель железного красавца Honda Africa twin, на трассу выходит каждый день. Байкерство для него давно перестало быть просто увлечением, это образ жизни. Свобода, шум дорог, скорость, приключения – его ежедневный допинг.

Рокеры

Рожденный в СССР

Рок-движение сформировалось в СССР к концу 1970-х – началу 1980-х годов: группы, играющие агрессивную или мелодичную музыку на тексты «со смыслом», начали приобретать все больше фанатов и последователей. В некоторых городах стали открываться рок-клубы, в конце 1980-х русский рок вышел из «подполья» и стал неотъемлемой частью культурной жизни страны.

Рок-н-ролл – состояние души, наверное, большинства томских студентов 1980-х. Глоток свежего воздуха в застоявшейся атмосфере, ощущение сопричастности к огромной массе творческих и свободных людей – музыкантов…
– Мы не очень выделялись внешне, – вспоминает директор мастерской «Аниматроник» и галереи «Куклы без кукловода» Андрей Рюмин. – Зато внутри была музыка: «Алиса», «Динамик», «Воскресенье», «Урфин Джюс», «Калинов мост», «Пикник». В любой уважаемой комнате тиасуровской «шестерки» красовались колонки S90, полка со свемовскими катушками и винилом, «Корвет-010», «Олимп-001» или фирменный японский кассетник.
Новая музыка в общагу приезжала после каникул вместе со студентами со всех регионов СССР. Благодаря одногруппнику из Башкирии Рюмин впервые услышал «ДДТ».
– С самых первых альбомов было понятно, что уфимская группа делает настоящий рок-н-ролл – бунтарский, поэтический, цепляющий за живое. Для меня никто не написал более патриотической песни, чем «Родина» Шевчука, – говорит Андрей.
В 1993 году Рюмин, в то время уже успешный бизнесмен, узнал, что «ДДТ» ищет спонсора для поездки на фестиваль в Германию. Недолго думая принял решение и вместе со своей командой оказался в военно-транспортном самолете, где пополам с генералами летели «хайраты» рокеры – участники фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга в Берлине». А на следующий год переехал в Питер – разрабатывать подробную структуру «Театра «ДДТ». Через два с небольшим года проект закончился, и Андрей вернулся в Томск заниматься своим бизнесом, но он до сих пор следует знаменитому: «Рок-н-ролл – это не работа. Рок-н-ролл – это прикол». Работа Рюмина – делать прикольных кукол и гастролировать с ними по стране. В ближайших планах – создать портретную галерею любимых музыкантов «Рок-н-ролл жив!».

Стиляги

По Бродвею хиляют стиляги

Стиляги – одна из немногих молодежных субкультур, зародившихся именно в СССР. Впрочем, в качестве эталона использовался преимущественно американский образ жизни. Движение получило широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов. Томск оно обойти не могло априори.

-Стилягу можно было заприметить издалека, – улыбается преподаватель факультета журналистики ТГУ Владислав Губский, – брюки-дудочки, рубашки ярких цветов, набриолиненный кокон из челки, свисающий набок, и носки, кокетливо выглядывающие из-под коротких штанов. На девушках – короткие юбки, пестрые блузы и конский хвост на затылке…
Такими Владислав Владимирович запомнил столичных стиляг середины 50-х годов прошлого века. Сам Губский стилягой не был, а таких образцовых «чуваков» и «чувих» встретил 12-летним мальчиком в Москве. Хрестоматийные образы столичной молодежи докатывались до сибирской провинции глухими отголосками. На периферии все было спокойнее, но всем молодежным костюмам той пары были присущи те или иные стиляжные элементы.
– У меня была рубашка-апаш, – говорит Владислав Владимирович, – на ней красовалась зеленая шахматная доска. Я с удовольствием носил узкие брюки, которые, в отличие от стандартных шаровар того времени, сидели как влитые, и белые носки, доставшиеся мне с невероятным трудом. Еще мне всегда нравились длинные волосы…
Главный отличительный признак стиляг – чересчур яркий внешний вид (чего стоит только один галстук с обезьянкой!). Еще одна черта стиляжьего быта – рок-н-ролл и буги-вуги – пластинки, которые доставались из-под полы и за большие деньги. Однажды Владислав Губский купил у фарцовщика пластинку-самоделку: звуковые дорожки были нанесены прямо на чью-то флюорографию. Ему обещали польский рок, на деле оказавшийся любительской записью каких-то гитарных посиделок.
Кроме того, стиляги вызывающе вели себя на улицах.
– Они могли нарочито громко разговаривать, устраивать танцы прямо на тротуаре или целоваться у всех на виду – это вызывало много неодобрительных взглядов со стороны, – вспоминает Владислав Владимирович, – я такого поведения не понимал.

Ролевики

Эльфийские игры

Ролевики, исторические реконструкторы и толкиенисты имеют много общего. Движения можно рассматривать и как хобби, и как субкультуру со своим жаргоном, музыкой, литературой и другими элементами. В нашей стране все три родственных направления возникли на рубеже 1990-х годов и с тех пор то больше, то меньше привлекают внимание молодежи. Именно увлечение ролевыми играми, по убеждению экспертов, спровоцировало в начале 1990-х всплеск интереса молодежи к чтению книг.

Ролевики часами просиживают за изготовлением костюмов сказочных персонажей и неделями тренируют артистическое фехтование. Каждая их игра своего рода спектакль, сцена войны с орками, лесными зверями. И вроде все не по-настоящему, но страсти в лесу кипят нешуточные, а удары мечей озаряются облаками искр. Однако на эльфийских битвах все максимально безопасно – мечи затуплены, а на конце каждой стрелы – гуманизирующие шарики. Таким глаз не выткнешь.
Кристина Котикова – эльф со стажем. Она и управитель города, и менестрель, свободно играющий на лютне и свирели. Сама пишет песни и мастерит костюмы, а также необычные украшения в собственной студии. Ее история перевоплощений началась семь лет назад, когда начитавшаяся Толкиена девушка, уже несколько лет узнававшая себя в эльфийских персонажах создателя Средиземья, нашла единомышленников. Со дня на день Кристина должна получить на руки диплом философского факультета с отличными оценками, впереди у нее магистратура психфака ТГУ. Студентка вместе с мамой-психологом работает над монографией, посвященной ролевым играм. Сейчас они выясняют роль оружия в жизни ролевиков.
– Оказывается, для большинства это не орудие убийства, а, скорее, средство диалога, самоидентификации, – говорит Кристина. – Неслучайно у наших мечей есть имена. Это не просто оружие, это нечто большее, имеющее сакральное значение.
Сейчас томские ролевики заняты подготовкой большой игры. Если предыдущие они основывали на фрагментах толкиеновских сюжетов, то для нынешней встречи в лесу написали сценарий самостоятельно.
– Для многих должно стать сюрпризом, что город наш будет практически разрушен в самом начале, – улыбается Кристина, – и в ходе игры мы должны будем не только отстоять его, но и восстановить.

Битломаны

Вечные сержанты

«Битлз» никогда не выступал в СССР, отзывы СМИ о группе и ее творчестве подвергались цензуре, но в стране упорно процветала битловская фан-культура. Пик битломании в Советском Союзе пришелся на вторую половину 1960-х годов, течение оказало неоспоримое влияние на музыкальную культуру, да и культуру вообще, СССР и России.

-Битломания была, есть и будет! – уверен ректор СибГМУ Вячеслав Новицкий. – Потому что это не просто музыка, а стиль жизни, мировоззрение, отношения между мужчиной и женщиной. Большинство из ценностей, заложенных в музыке «Битлз», актуальны и сейчас. В СССР это движение проявилось, может, даже больше, чем где-либо. Потому что у нас не было того, что называется свободой, а ливерпульская четверка привнесла в молодежную среду это громкое слово. Чего только стоит «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера»!
– Вне музыки, вне среды битломаны внешне никак не отличались от рядовых представителей советской молодежи, – рассказывает профессор ТГУ Алексей Рудой. – «Битлз» могли слушать и сутулый очкарик, и накачанный спортсмен. Потому что они пели то, о чем люди хотели услышать, они сами были из этой среды.
– Все девичьи портфели были изрисованы изображениями ливерпульской четверки, – улыбается председатель Томского отделения Союза художников России Олег Кислицкий. – Это было невероятно массовым явлением.
– В 1968 году я был в Венгрии в рядах стройотряда из СССР, – вспоминает главный режиссер театра кукол и актера «Скоморох» Сергей Столяров. – Весь Будапешт был обклеен афишами фильма A Hard Day’s Night, в главных ролях которого снялись члены ливерпульской четверки. Кинопоказ начинался с 23-го числа, а мы уехали в ночь с 22-го на 23-е. А ведь мы слушали «Битлз» только в аудиозаписях плохого качества. Это была незаживающая рана вплоть до времени развития в нашей стране Интернета.

Геймеры

Человек играющий

Компьютер перестал быть экзотикой для российских офисов и квартир сравнительно недавно, лет 15–20 назад. Примерно в то же время город заполонили компьютерные клубы, где сутками пропадала молодежь, и обозначилась отдельная молодежная субкультура – геймеры. Это, пожалуй, самая большая и самая внешне незаметная из современных мировых субкультур.

Многие сегодняшние представители субкультуры под названием «геймеры» еще даже не родились, когда Михаил Сусленко (ныне – ведущий инженер ООО «Томскгазпромгеофизика») впервые попробовал компьютерную игрушку. Это было в 1985 году.
– Я работал в НИИ интроскопии, и как раз наш отдел получил компьютер. Обычный, советский – ЭВМ ДВК-2, с зеленым монитором, как в «Матрице», – улыбается Михаил Сусленко. – Такие мониторы не могли показывать графику – только буквы, цифры, знаки. Соответственно, играть можно было только в одну игрушку – «Тетрис». На следующей машине, ДВК-3, уже был примитивный графический дисплей, правда, монохромный. Хит того времени – «Кот-рыболов».
В конце 1980-х в отделе появился суперпродвинутый IBM-386 – весь институт ходил к Михаилу в кабинет смотреть на чудо-машину. А он мог остаться в офисе на ночь: в рабочее время не наиграешься…
– Работе мое увлечение не мешало, – говорит Михаил. – Да и относился к этому без фанатизма: если проходил игру, считал дело сделанным и терял к ней интерес. Вообще, в Томске геймерское движение зародилось раньше, чем в целом по стране, как раз из-за того, что в городе было много контор с программистами, у которых был доступ к такой экзотике, как ПК.
По мнению Михаила Сусленко, сейчас игры – это единственное, что привлекает совсем юных людей в компьютерах.
– Я считаю, родители эту тягу должны использовать, чтобы развить интерес к дальнейшему обучению. Если не возникает зависимости, увлечение играми может быть даже полезно. Например, первый «Тетрис» был гораздо жестче, чем современный, надо было делать 200 ударов по клавиатуре в минуту. Это здорово помогло ею овладеть…

Стройотряды

Строительная закалка

Первый трудовой семестр советских студентов прошел летом 1924 года, в 1933 году на стройках пятилетки трудились уже 350 тыс. представителей студенческой молодежи. Решение о создании первого студенческого отряда было принято в 1958 году, через пять лет появились объединения молодежи и в нестроительной сфере, однако называли их собирательным термином «стройотряды». В 2003 году движение было возрождено: появилась общероссийская организация «Российские студенческие отряды», а при вузах вновь начали массово формироваться трудовые бригады.

Основой своей трудовой и творческой биографии называет студенческие строительные отряды директор ОАО «АК «Томские мельницы» Евгений Рубцов:
– С 18 лет ССО играли определяющую роль в моем формировании как личности и как руководителя, – признается Евгений Леонидович. – Наверное, для трети участников строй-отряды – это не только опыт работы в трудовом коллективе, конкретная работа с конкретными результатами, неплохая зарплата и практическое воспитание, но и менеджерская школа, лучше которой сложно придумать.
Евгений Рубцов отдал этому движению 14 лет жизни, с 1976 по 1985 год он был командиром областного студенческого строительного отряда. По его мнению, сегодня с точки зрения воспитания руководителей стройотряды, возможно, даже более актуальны, чем в советское время. Однако если в 1970-е и 1980-е годы труд студентов был востребован, то сейчас условия другие: нет обширного фронта работ, а учащихся вузов привлекать накладнее, чем строителей из азиатских республик. Впрочем, это говорит лишь о том, что нужно искать и развивать новые формы трудовой практики для молодежи.

Барды

Наполним музыкой сердца

В СССР бардовское движение возникло в середине 1950-х годов и быстро стало массовым явлением. Барды – народные певцы древних кельтских времен. Наиболее распространенный образ бардовского движения – пение у ночного костра под гитару в геологических или альпинистских экспедициях. Томск как сгусток талантливейших людей стал одним из самых бардовских городов.

-В послевоенное время эстрада у нас была какая-то неискренняя, – вспоминает томский бард Владимир Исаев (27 лет преподавал на кафедре прикладной механики ТПУ, ныне пенсионер). – Возникла потребность в песнях, которые трогают душу, сердце и ум. Именно такие песни и предложили людям барды. Песни распространялись на магнитофонных пленках полуподпольно, в основном из рук в руки в альпинистских лагерях.
– В те времена советская власть насаждала в песенном творчестве идеологию народничества, бравурных маршей, – рассказывает руководитель ансамбля «Секунда», президент Федерации тенниса Сибирского федерального округа Александр Пыжьянов. – А бардовская песня, наоборот, обращалась к личности человека, его душе. Символом такого творчества стали песни Булата Окуджавы. Благодаря пленочным магнитофонам авторские песни распространялись моментально. Владимир Высоцкий, например, вспоминал, что приезжал в какой-нибудь город, пел там песню, сочиненную неделю назад, забывал слова, а ему народ уже подсказывал их из зала.
– В 1960-е годы в общежитии геологов на улице Усова авторская песня собирала десятки, а зачастую и сотни студентов, все коридоры, лестничные площадки и лестницы были переполнены, сесть было негде, – вспоминает томский бард Фрида Гейн, в прошлом инженер-геофизик. – Сначала пели песни с налетом лагерного фольклора, затем романтические, а потом и собственно бардовские.

Культуристы

Культ силы

В конце 1980-х, как раз в то время, когда подмосковное движение люберов (подростков-культуристов) начало угасать, в Томске появился первый тренажерный зал . Но культ силы уже был: как раз стали доступны первые боевики со Сталлоне, Шварценеггером, Ван Даммом. Поэтому последние советские годы и далее все 1990-е стали пиком популярности качалок и секций единоборств.

-В 14 лет – это был 1989 год – я пришел в зал «Атлет» при университете, – рассказывает врач-онколог Дмитрий Шишкин, абсолютный чемпион мира по бодибилдингу 2010 года. – Стал быстро прогрессировать: если начинал в весовой категории 50 кг, то через полгода занятий в зале весил на 10 кг больше.
Бандиты, банды, рэкет – все, что принято приписывать к атрибутике качалок 1990-х, прошло мимо Дмитрия:
– У меня есть хорошие знакомые из Москвы, Казани, Екатеринбурга – ныне известные тренеры по бодибилдингу или спортсмены, а ранее – заметные деятели движения люберецких, казанских, уралмашевских. Вот у них интересная судьба в классическом стиле 1990-х. Мы же, наверное в силу возраста, этого не застали. Я был именно спортсменом – получил стипендию от северской спортшколы, благодаря спорту в первый раз съездил за границу, в Германию…
– Хотя были случаи, – вспоминает Дмитрий со смехом, – когда к нам в зал приходил какой-нибудь щупленький дяденька и говорил: «Ребята, плачу по 200 рублей, надо постоять за спиной, пока буду вести переговоры». Мы выйдем в майках, постоим, пока он говорит, но не более того.
На рубеже веков на смену криминалу в моду вошел здоровый образ жизни: спортзалы были переполнены желающими накачать красивое тело. Сейчас в Томске больше 80 спортзалов, фитнес-центров. В одном из них – Powerhouse gym – Дмит-рий Шишкин работает тренером. В 2010 году он достиг вершины своей спортивной карьеры – стал абсолютным чемпионом мира по бодибилдингу.

Хиппи

На позитиве

Хиппи – философия и субкультура свободы, красоты, единения с природой и ненасилия, возникшая в 1960-х годах в США. В СССР в конце 1960-х – 1970-х годах представителей этого движения можно было встретить на различных тусовках практически в каждом крупном городе. Отличительные черты – текстильная одежда, джинсы, длинные волосы, бусы, разнообразные фенечки и огромное человеколюбие.

Александр Виниченко в юности едва ли не боготворил идеологию хиппи и считает, что это движение актуально всегда. Сейчас он не приписывает себя к какой-либо субкультуре, но предпочитает неформальную одежду и стремится к свободе во всем.
– Сейчас хиппи можно назвать субкультурой, а тогда для советской молодежи это было просто желание постичь что-то новое, – рассказывает актер томского ТЮЗа Александр Виниченко. – Мы, жившие в «самой счастливой стране мира», узнали, что в США есть какое-то молодежное движение. Абсолютно позитивное: дети цветов, никакой войны, внешний вид, который мы себе не могли позволить, – все это привлекало. Конечно, сказались и военные конфликты в юго-восточной Азии, война во Вьетнаме.
Александр Геннадьевич вырос в новосибирском Академгородке, где благодаря международным симпозиумам и конференциям часто общался с иностранцами. Это помогало не только учить английский язык, но и узнавать об идеологии хиппи, обмениваться символикой.
– Принадлежность к любой субкультуре – это чаще всего временное явление, юношеский максимализм, – продолжает Александр Виниченко, – когда хочется открывать неизведанное, все попробовать. Но то, чем ты занимался в молодости, в какой-то степени сопровождает тебя всю жизнь: либо ты «наигрался», либо сохранил какие-либо атрибуты. Сейчас молодежные движения чаще всего протестные, каждый хочет доказать, что он прав и не признает ничего другого. Но те, кому ближе природа, кто хочет жить в согласии и гармонии, будут всегда.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 3