Светофоры: между прошлым и будущим

Елизавета Згирская, фото автора

«Светофоры сейчас всевозможные: и с обратным отсчётом, с анимацией, со счётчиками, мигающие. Однако не все они по ГОСТу. Например, популярные сейчас с красным и зелёным отсчётом в жёлтой секции – не по стандарту. Все таймеры должны располагаться на отдельном табло. Хотя время идёт вперёд, и скоро это правило может уйти», - рассказывает Ростислав Трошин.
«Светофоры сейчас всевозможные: и с обратным отсчётом, с анимацией, со счётчиками, мигающие. Однако не все они по ГОСТу. Например, популярные сейчас с красным и зелёным отсчётом в жёлтой секции – не по стандарту. Все таймеры должны располагаться на отдельном табло. Хотя время идёт вперёд, и скоро это правило может уйти», — рассказывает Ростислав Трошин.

Нынешний Международный день светофора стал юбилейным: 100 лет исполнилось первому светофору в мире, 65 лет – томскому, и 15 лет прошло с момента установки светодиодного светофора в нашем городе. В связи с круглой датой корреспонденты «ТН» выяснили, каким был первый томский светофор, кто и как производит современные светофоры и чего нам ждать от светорегулировщиков в будущем.

– Первый светофор установили в 1949 году, как мне удалось узнать из воспоминаний очевидцев – сотрудников ГИБДД, – рассказывает Владимир Лабенский, руководитель «Школы светофорных наук». – Тогда к нам централизованно светофоры не поставлялись, поэтому отправили делегацию в Новосибирск, там и взяли старый экземпляр и привезли в Томск. Привезли, разобрали, заново отлили на ТЭМЗе. Светофор был сразу электрический, механических в городе не устанавливали. Электронную начинку сделали в ТПУ (тогда – ТПИ).

Первые четыре светофора установили на пр. Ленина: на пересечении с ул. Беленца, с пер. Нахановича, на пл. Ленина и на пересечении с пер. Совпартшкольным (этот объект и стал первым). Вместе со светофорами устанавливали и будки для регулировщиков, которые переключали режимы, а также меняли перегоревшие лампочки. Одним из таких регулировщиков был Николай Путинцев, тот самый дядя Коля, памятник которому сейчас стоит возле поста полиции напротив «Киномира». Его будка была пристроена к углу здания на пересечении Беленца и Ленина, а внутри нее всегда лежал кусок соли, чтобы размораживать окна зимой и следить за светофором.

Сейчас в Томске действуют 164 светофорных объекта. В последнее время вводятся их новые формы: повсеместно появляются светодиодные устройства, голосовые и с отсчетом времени, недавно возле Горсада установили светофор на солнечных батареях.

Как собирают светофоры

IMG_7741 директор

Директор компании SDD (Сибирские цифровые приборы) Ростислав Трошин утверждает, что в скором времени можно будет ввести в производство светофоры на одном светодиоде.

– Это будет в некотором роде возвращение назад: вместо одной лампы, как делали раньше, установить один светодиод. Мы провели опыты в прошлом году и получили аналог стоваттной лампы желтого цвета из нескольких светодиодов, при этом энергопотребление этого устройства было 3 Вт. Это поможет в развитии светофоров с независимым питанием (на солнечных батареях или «ветряков»). Такой светофор будет достаточно долго работать даже в наших сибирских условиях с длинной безветренной зимой, иногда с крайне темным днем. Чем меньше потребление, тем больше возможности накопить заранее энергию и потом ее использовать. К тому же у подобных светодиодов будет довольно долгий срок службы – 11 лет беспрерывной работы.

Помещение, в котором располагается производство, небольшое, узкое и вытянутое, и нужно довольно аккуратно проходить, чтобы не задеть какие-нибудь элементы светофоров, лежащие здесь большими стопками. Кстати, эти элементы, особенно внешние защитные крышки, кажутся намного больше, чем мы привыкли видеть их в городском пространстве.

В сборке уже готовых деталей задействовано четыре человека, всего же здесь работают 10 сотрудников и еще около 200 являются коллегами либо приглашенными специалистами предприятия. Этого хватает, чтобы обеспечить продукцией не только Томскую область (от которой заказов в последнее время почти нет), но и города России, Казахстана, Киргизии. Все элементы для светофоров, электронные, светотехнические, корпусные и оптические детали производятся в Томске. Исключением стали только сами светодиоды – их заказывают в США.

– Первый светофор мы выпустили в 1999 году, – продолжает Трошин, – сразу светодиодный. Тогда начальник СМЭУ ГИБДД Николай Ковалев собрал нас вместе с представителями НИИПП и предложил выпустить устройство. В итоге через год мы разработали механизм, правда в одиночку, и с тех пор запустили производство. Однако первый светодиодный светофор в городе был не наш, а от московской «Свечи», он был установлен возле магазина «1000 мелочей».

IMG_7779 Никита IMG_7753 Артём

Артём и Никита – юные специалисты в светофорном деле. Сейчас их задача состоит в сборе деталей на платах, однако, как отмечают сами ребята, нужно быть лёгким на подъём, так как работа в течение дня может меняться.

Потрогать физику руками

В рабочих помещениях можно встретить совсем молодых ребят.

– Здесь все молодые, кроме меня, – смеясь, замечает директор.

Артем в этом году поступает в ТУСУР, а пока ждет зачисления, собирает платы для светофоров.

– Я пришел работать сразу, как только возраст подошел, – делится Артем, – одно дело учить физику в школе, другое – трогать это все руками. Тогда и понимание приходит. Сейчас я собираю плату для стандартных светофоров. Когда есть заказы и материалы для радиосветофоров, то собираю и их. У них более сложная конструкция, надо быть внимательным, это единичные экземпляры. Пока я делаю довольно грубую работу: паяю только большие детали, но в будущем хочу продолжить этим заниматься и развиваться в сфере промышленной радиоэлектроники.

Радиоуправляемые светофоры, как пояснил Ростислав Трошин, необходимы прежде всего на Севере с заболоченной местностью и, соответственно, узкими дорогами. Когда идет ремонт на такой дороге, остается лишь одна полоса для движения, и нужно организовывать реверсивное движение: сначала пропускать машины в одну сторону, потом – в другую. Радиосветофоры, созданные на этом предприятии, работают на расстоянии до полутора километров друг от друга под управлением контроллера.

За стенкой от Артема работает Никита, его ровесник, тоже собирающийся поступать в ТУСУР. У него на руке часы, которые периодически сигналят, и он идет менять плату, просушиваемую феном.

– Я прикрепляю элементы на источники термопастой, мелкие детали, которые невозможно припаять, – поясняет он. – На плату мажется термопаста, а потом феном высушивается. Важно сушить конструкцию ровно две с половиной минуты, но случаев осечки у меня еще не было. Мне интересно работать с электроникой.

Новые регулировщики: говорящие, гибкие и 360-градусные

Сейчас в городе стали появляться голосовые светофоры, объявляющие горящий в данный момент сигнал. Такая практика в стране появилась давно, однако большого распространения не получила, как говорит директор SDD. Тем не менее сделать это нетрудно.

– Если у вас есть микропроцессор с аудиотрактом, флешка и хороший голос, то вы его записываете, и ваш голос будет в звучать в городе, – шутит с долей правды Трошин.

Главным прорывом в светофорном деле за последние полвека он называет переход от лампочки к светодиодам и отмечает, что на этом модернизация не закончится.

– В будущем могут появиться, подобно гибким телевизорам, и гибкие светофоры. Также вполне возможно, что у них будет другая форма: светофор будет наблюдаем со всех сторон. Из новинок в начинке устройства может стать ввод органических светодиодов, которые придут на смену полупроводным и кристаллическим.

IMG_7778

IMG_7757

Один светофор при всех готовых деталях могут собрать три-четыре человека за несколько дней.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =