Томские разработки открывают путь к массовому использованию препарата для улучшения МРТ-диагностики

Владимир Усов, руководитель отделения рентгеновских и томографических методов НИИ кардиологии СО РАМН, д. м. н., профессор: «Магнитно-резонансная томография с использованием контрастирующего препарата позволяет быстрее и надежнее решать целый ряд проблем, связанных со здоровьем людей. С внедрением нового препарата контрастирование станет резко более доступным для всех пациентов, которым оно необходимо»

– Для того чтобы при магнитно-резонансной томографии было отчетливо видно пораженный орган, нужно ввести пациенту контрастный препарат, который, накопившись в месте патологии, сделает изображение ярким, – руководитель отделения рентгеновских и томографических методов НИИ кардиологии СО РАМН д. м. н., профессор Владимир Усов показывает на мониторе снимки поперечного среза головного мозга. – Первый снимок сделан без введения контрастного вещества, второй – с веществом. Видите разницу?

Вижу. Причем существенную. Один и тот же объект в первом случае выглядит расплывчато, нечетко, во втором – ярко, с отчетливым изображением малейших деталей. Такие контрастные снимки, по словам Владимира Усова, позволяют точно определять, каковы локализация и природа заболевания – кардиологическая, онкологическая либо травматологическая. А правильная диагностика – начало эффективного лечения.

Результаты поиска томских ученых широко опубликованы в отечественной и зарубежной печати, многократно докладывались научной общественности и были представлены в докладах на Европейских конгрессах радиологов и Европейском обществе магнитного резонанса в биологии и медицине.

 

К чему это вступление? К тому, что томские ученые из НИИ кардиологии и НИ ТПУ совместными усилиями разработали оригинальное контрастное вещество, которое в скором будущем можно будет использовать в массовом порядке.

 Дорого и не без риска

Вообще-то первые контрастные препараты для применения в МРТ-диагностике были разработаны за рубежом еще в начале 1980-х годов. В частности, на основе редкоземельного металла гадолиния. Долгое время эти препараты казались верхом безопасности, но потом выяснилось, что гадолиний представляет собой достаточно токсичную вещь, если высвобождается в плазме крови. Вероятность этого достаточно маленькая – менее 0,1%, но риск все равно есть. Это как с самолетом, поясняет Владимир Усов: каково будет лететь человеку, если он знает, что каждый тысячный самолет разбивается? Так и с гадолинием, который может повлечь тяжелейшие осложнения, начиная с почечной недостаточности и заканчивая летальным исходом. В чистом виде гадолиний – страшный яд. Кроме того, препараты, созданные на его основе, весьма дорогие – около100 долларов за инъекцию. Возник вопрос: чем можно заменить гадолиний?

 На основе марганца

Томичи поставили перед собой цель: создать препарат, который, с одной стороны, был бы абсолютно безопасным, с другой – доступным по цене для рядовых пациентов. За основу решили взять марганец. В пользу этого микроэлемента было то, что он и так содержится в плазме крови, и если небольшое его количество высвобождается, это совершенно безопасно для человеческого организма. К тому же марганец значительно дешевле гадолиния. Поиск пошел в данном направлении. Старт ему был дан в 1998 году.

 Испытания на кроликах ина себе

К поиску оптимального состава препарата на основе марганца подключились сотрудники кафедры органической химии ТПУ (заведующий кафедрой д.х.н., профессор Виктор Филимонов). Спустя некоторое время химики предложили такой комплекс. Затем начались длительные лабораторные испытания на животных – мышках, кроликах, собаках и… на себе.

– Мы были на 100% уверены, что это безопасный препарат, – объясняет Владимир Усов. – Отравить им человека практически невозможно. На международных и отечественных конференциях коллеги нас спрашивали: а где у вас разрешение этического комитета на испытание препарата на добровольцах? Мы отвечали, что это не добровольцы, а сами разработчики. Законом подобное не запрещено. Надо же было посмотреть, как препарат распространяется по здоровому организму, где накапливается, как и за какое время выводится почками.

– Какие ощущения испытывали?

– Абсолютно нейтральные. Делается внутривенная инъекция, а затем идут замеры. Никаких негативных эмоций при этом не испытываешь. А главное, понимаешь, что процедура абсолютно безвредна.

Все это были доклинические испытания. На них ушло около 10 лет. За это время томичи получили шесть патентов – на физические свойства, стандартизованную технологию… Еще два патента находятся на рассмотрении в США – на диагностические свойства и на способ применения.

 Мир заинтересовался

В результате совместных усилий сотрудников НИИ кардиологии и НИ ТПУ была предложена целая группа экономически доступных препаратов – комплексов марганца: мангаскан, пентаманг, цикломанг. Разработками томичей заинтересовался научный мир. В подтверждение последнего тезиса Владимир Усов набирает в поисковой системе «пентаманг», и сразу же появляется множество упоминаний.

– Американцы, – переводит с английского Владимир Юрьевич, – пишут: «Недавно были проведены доклинические испытания пентаманга и мангаскана и выяснилось, что они абсолютно не токсичные». Американцы цитируют наш отечественный журнал «Экспериментальная клиническая фармакология», что достаточно нетипично для них: они, как правило, цитируют только свои или британские источники.

 Из лабораториив клинику

В настоящее время исследователи выходят на стадию клинических испытаний. Заявка на их проведение была подана в фармкомитет еще полтора года назад. Как только будет получено официальное разрешение, а это должно произойти очень скоро, начнутся клинические испытания препарата на пациентах с новообразованиями головного, спинного мозга, опорно-двигательного аппарата, грудной клетки… да практически всех органов человеческого организма. Недостатка в добровольцах из ОКБ, онкодиспансера, НИИ кардиологии и онкологии не будет: репутация у отделения рентгеновских методов безупречная, исследование на этапе клинических испытаний бесплатное. Уже сейчас, по признанию Владимира Усова, и пациенты, и лечащие врачи проявляют огромный интерес к препарату.

 

Кто внес вклад в разработку

На этапе токсикологических исследований огромную помощь оказал светлой памяти академик Евгений Данилович Гольдберг, директор НИИ фармакологии  (в соответствии с требованиями Росздрава испытания на токсичность могут проводить только специализированные учреждения). Сейчас в НИИ фармакологии это направление возглавляет д.м.н., профессор Алексей Чурин. Сотрудничество продолжается.

Хирург-ветеринар Александр Безлептин (работает с экспериментальными животными).

Доцент кафедры органической химии, кандидат химических наук НИ ТПУ Максим Белянин.

Сотрудники отделения рентгеновских и томографических методов НИИ кардиологии СО РАМН.

Сколько времени потребуется на клинические испытания

Около двух лет.

Сколько будет стоить препарат

Ориентировочно от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Что впереди

После завершения клинических испытаний препарат будет серийно выпускаться либо в Свердловске, либо в Новокузнецке.

Возможно, развернется небольшое производство и на базе ТПУ, НИИ кардиологии. Закон о создании наукоемких предприятий при вузах позволяет это сделать.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять − 3 =