В понедельник, через две недели после того, как правительство РФ выделило несколько десятков миллиардов долларов на поддержку финансовой системы, на фондовом рынке повторился сентябрьский обвал. Во вторник президент Дмитрий Медведев одобрил новый пакет мер по борьбе с кризисом стоимостью 950 млрд. рублей. Таким образом, российский план спасения финансовой системы перевалил уже за 100 млрд. долларов. Однако рынок не услышал президента – спад продолжился и во вторник, и в среду.
Эти финансовые потрясения уже в полной мере проявились в Томске. Во вторник на заседании гордумы (см. стр. 10) бизнесмены-депутаты заявили: финансовый кризис перешел на реальный сектор экономики. Денис Молотков назвал положение в строительной отрасли Томска экономическим коллапсом, а Кирилл Новожилов сказал, что есть реальные основания ожидать в ноябре плохое состояние дел в промышленности и, как следствие, рост социальной напряженности.
Словом, если две недели назад томские бизнесмены говорили о кризисе в обтекаемых выражениях, то во вторник они прямым текстом сказали: «SOS! Необходимы спасательные меры!»
Многие аналитики утверждают: экономике не так нужны дополнительные деньги, обещанные государством, сколько федеральные власти должны психологически успокоить впавших в панику инвесторов. (При произошедшем снижении мировых цен на нефть это очень сложная задача.)
Продолжая эту логику, можно предположить, что скоро местным властям придется психологически успокаивать все более нервничающих граждан. Потому что какая, например, ипотека (даже самая льготная), если человек опасается как минимум снижения своих реальных доходов, а как максимум – возможности потерять работу? Словом, снижение деловой активности с неким временным лагом, но обязательно влечет за собой ухудшение общественного самочувствия. И, похоже, мы уже вступили в эту фазу: конечно, соль и спички никто мешками и коробками не покупает, просто народ зажимает деньги в кубышках и стороной обходит банки, не желая, как прежде, между делом получить кредит, — растет ставка на черный день. Первой жертвой этой ставки стали строители, а дальше могут быть и другие…