«Считаю деньги»: Рецепты экономии от Владимира Дирина

Наши здания отапливаются электричеством: так выгоднее, — говорит директор компании «Дюны» Владимир Дирин. — Мы отключились от центрального отопления. При этом здание медицинского центра на ул. Дзержинского – 4 этажа, 700 кв. м — потребляет всего 15 киловатт мощности, хотя обычно на такую площадь требуется 60. Просто у нас работает программа энергосбережения.

Живем в Сибири

— Еще в 1990-е годы меня удивляло, когда в новостройках делали красивый фасад, а за этим фасадом — никакого утепления, — вспоминает Владимир Николаевич. — Как же так? В Сибири живем! Нашему предприятию 12 лет, еще когда была дешевая электроэнергия, дешевые теплоносители, мы уже экономили. Тогда даже свои не понимали, зачем это нужно. Я отвечал: «Ну не может существовать такая экономика! В конце концов энергия будет дорого стоить». Когда цены на энергоносители начали расти с огромной скоростью, стало понятно — если бы мы вовремя не решали вопросы экономии, сегодня были бы неконкурентоспособны на рынке.

Что нужно, чтобы решить проблемы энергосбережения? Утеплить стены. Сделать тройное-четверное остекление. Экономить: система должна автоматически поддерживать температуру, которая нужна в данном помещении в данный момент.

Сначала мы реализовали проект в нашем офисе на ул. Герцена. Отключили центральное отопление, поставили электробатареи, датчик температуры. Даже горячую воду отключили — у нас бойлер. Вставили обычные деревянные окна, но по две рамы, и запенили так, что получился мощный стеклопакет. Работает приточно-вытяжная вентиляция.

Теперь энергосберегающие технологии есть и на нашем заводе медицинской техники, и в медицинском центре на ул. Дзержинского.

Форточки – расточительство

— Открывать форточку, чтобы угнать тепло на улицу – сплошное расточительство, — рассуждает Дирин. – Когда мы лицензировали медицинский центр, была целая «рукопашная» с Роспотребнадзором. Они говорили: «Где форточки? У нас по ГОСТу написано» — «Да не будет форточек!» — «Как это не будет?!»

У меня через окна пылинка не пролетит! Я на год задержал ввод центра в эксплуатацию, потому что воевал за энергосбережение, а чиновники — за старые правила. Пришлось выломать два окна, вставить вместо них открывающиеся стеклопакеты, которые никогда не открываем.

Оборотное снабжение

— У меня работает приточно-вытяжная вентиляция: забирает с рабочих мест теплый воздух, пропускает через фильтр, очищает — и опять в здание, — объясняет директор. — Немного подсасывается свежий воздух с улицы, но в основном оборотное снабжение. Проверяли качество воздуха – все в норме. Подсмотрели систему в Европе и потом у «ЭлеСи»: вытяжка у монтажного стола загоняет воздух в фильтр, который стоит рядом, и потом выбрасывает тепло обратно — под ноги рабочему. Мы сделали воздухообмен в масштабах здания: никакой энергии не хватит топить, если вытяжная вентиляция идет на улицу. Система недорогая и несложная, ничего особенного не надо, просто захотеть и сделать. Я убежден: чтобы кардинально решать вопрос, нужно в первую очередь понять, что это огромные рубли и на этом можно много экономить.

Температура по программе

— Все здание медицинского центра отапливается энергострипами – электрическими инфракрасными излучателями, — Владимир Николаевич демонстрирует систему отопления. — В каждом помещении есть датчики температуры, данные с них выведены в компьютер. Программа позволяет задать любые режимы отопления. Дополнительно мы сделали прибор, который в соответствии с заданием компьютера включает и выключает те или иные энергострипы.

Система сама включится в помещении, где стало прохладно, и выключится, если жарко. Днем датчик установлен на 22 градуса. Когда никого нет, температура понижается. На каждый градус понижения мы получаем огромную экономию… Обратите внимание – уже тепло, и половина энергострипов выключены. Если бы этой системы не было, они бы грели, а люди открывали форточки, выкидывали туда рубли.

У меня дома тоже энергострипы, тоже компьютер, каждая комната отапливается в соответствии со своей программой: в кухне одна температура, в спальне другая. И при этом она в течение дня должна быть разная: я сплю – опускается, к моему пробуждению поднимается. Ушел на работу – опять опустилась.

И — никакого котла, труб, жидкостей, протечек. Впервые о энергострипах я услышал 15 лет назад, позже их стали производить в нашей стране. Оптимальный вариант я нашел в Красноярске.

Надо делать

— Мы сейчас с вами прошли по лестнице – даже если забыли выключить свет, он отключится сам, — проводит экскурсию по зданию Владимир Николаевич. — Все лестницы и все «бытовухи» оснащены автоматикой. Это тоже составляющая экономии.

— Частник захочет смонтировать такую систему у себя — куда ему идти?

— Вот это и есть задача нашей власти, комитетов по энергосбережению – сказать людям, куда идти за технологиями.

***

— Все, о чем мы сегодня говорили, общеизвестно, — сказал в заключение разговора Владимир Дирин. — Такая система, как у нас, совершенно доступна – может сделать любой инженер. Я попросил инженеров: «Надо сделать». В первую очередь руководитель должен захотеть. Я захотел. Потому что я деньги считаю.

 

Включает и выключает энергострипы по заданию компьютера небольшой прибор, изготовленный специалистами «Дюны».

 

— Закрыто полностью, совершенно герметично, — показывает окно Дирин. — Обратите внимание — четыре стекла. Это должно быть нормой в Сибири, одного стеклопакета недостаточно. Одно внутреннее стекло будто чуть подсиненное: это напыленное серебро, оно отражает инфракрасный свет (тепло) обратно в помещение. Покрытие совершенно незаметно, но оно дает 30% экономии. Разработка нашего Академгородка; у них и производство есть, только деньги не жалей — напылят. Без этих мер не протопил бы здание: в нем 40 окон…

 

Температуру в каждой комнате четырехэтажного здания можно изменить не вставая с рабочего места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 17 =