Заплатки на зарплатки

Бригадир, почетный строитель России Александр Севергин работает на объекте по ул. Никитина, 49. Строительство ведет «Томлесстрой».

  • – Нет зарплаты. Дают по 3 тыс. рублей в неделю, а только за квартиру нужно 3,5 тыс. отдавать, – говорит Севергин. – Часть зарплаты дают бартером. Взял дочери шубу за 73 тыс., жене еще кое-что «прикупил», чтобы деньги не пропали. Руководство, может, и старается, но денег от этого у нас больше не становится…

 

Долги по зарплате на предприятиях области на 1 апреля – около 66 млн рублей, недополучают зарплату почти 4,5 тыс. человек. И если первая цифра сравнима со стоимостью подъезда в новенькой 9-этажке, то вторая примерно равна количеству жителей целой многоподъездной высотки. Кстати, именно в строительной отрасли дела обстоят хуже всего.

– Несмотря на то что в машиностроении и металлообработке дела идут также не очень хорошо, предприятия этих отраслей в списке должников практически не присутствуют, – отмечает заведующий отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзных организаций области Александр Терешко.

Вообще, тенденция интересная. На начало 2009 года общий долг областных предприятий по зарплате был вдвое выше, чем на начало 2008-го, – 29 млн рублей. В середине марта этот показатель превысил 90 млн, а потом буквально за 10 дней упал на треть.

– Статистика, кстати, не отражает полной картины, ведь долги малых предприятий не учитываются, – уточняет Терешко.

Как решают проблему власть и бизнес? Каковы перспективы?

 

Денежное дерево

В списке должников по зарплате на 1 апреля три десятка предприятий. Больше всего должны строители: например, «Томскстройуправление-2006» задолжало своим сотрудникам 5,188 млн рублей. Самая крупная цифра по задолженности у Самусьского судоремонтного завода – 8,375 млн рублей, в процентах это примерно 2,5 зарплаты. Тяжело обстояли дела у «Сибэлектромотора» – долг в 6,355 млн рублей, но затем в течение 9 дней он был погашен.

– Наплыв организаций в список должников по зарплате начался в январе, хотя в том месяце, можно сказать, было затишье, – вводит в курс заведующий отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзных организаций области Александр Терешко. – А вот с февраля список увеличился в два раза.

Говоря о причинах, Терешко называет два основных момента: во-первых, власть потребовала от предприятий реальной картины, во-вторых, лучше стали работать надзорные органы. Статистику теперь собирают подекадно.

– Но мы до сих пор не имеем четкой картины: малые предприятия сведения в облстат не подают, – уточняет Александр Терешко. – Хотя нам известно: ситуация там не из легких.

Откуда растут корни?

Отсутствие платежеспособного спроса и ставшие системными нарушения сроков оплаты за уже поставленную продукцию со стороны клиентов – главные причины задержки зарплаты на томских предприятиях. В этом уверен генеральный директор ОАО «Сибэлектромотор» Константин Нотман:

– Мы столкнулись с жуткими (на 4-6 месяцев) нарушениями сроков оплаты со стороны крупнейших российских компаний, включенных в самые разнообразные рейтинги и топы. Помимо этого произошло существенное снижение спроса вообще, хотя бы из-за того, что почти во всех отраслях промышленности остановлены инвестиционные программы, которые этот спрос формировали.

– Ситуацию в строительном блоке вообще можно сравнить с землетрясением: есть мелкие дома, которые устояли, а есть многоэтажки, которые не выдержали силы толчков, – рассуждает гендиректор ООО «Томлесстрой» Шабан Байрамов. – Многоэтажки – ипотека, поскольку ипотека – очень длинные деньги.

Но, несмотря на кризис в ипотечном секторе, строительные компании могли бы вовремя рассчитываться со своими сотрудниками. Если бы сами вовремя получали расчеты.

– Огромное количество денег строителям должны дольщики, – поясняет Шабан Байрамов. – Если бы не это, то при сегодняшних объемах мы могли бы выплачивать коллективу зарплату день в день. С другой стороны, мы понимаем, что у дольщиков тоже нет денег. Это замкнутый круг, в котором все друг друга терпят.

Удобрение почвы

Наиболее распространенная схема решения проблемы – авансирование зарплаты. Например, в «Томлесстрое» сотрудникам выплачивают по 2–3 тыс. рублей несколько раз в месяц, основной долг при этом растет. Впрочем, на том же предприятии начала действовать и бартерная схема: какой-либо организации предлагаются квартиры или нежилые помещения в обмен на товар, который сотрудники могут взять в счет зарплаты. Бытовая техника и одежда, в том числе и дорогие шубы, пользуются спросом. Но долг все равно велик – около 2,4 млн рублей.

– При этом всему руководящему составу я был вынужден урезать зарплату на 30–40%, а обычные сотрудники стали получать меньше из-за сокращения объемов строительства. И это на фоне роста потребительской корзины, – замечает Шабан Байрамов. – Бартерная схема – не лучшая. Но это вариант частичного решения проблемы. А искать выход в целом из ситуации нужно не в моем кресле. Даже на уровне местных властей сделать что-либо вряд ли удастся.

Искусственное озеленение

Как решить проблему?

– Как сказал премьер-министр, даже он не знает, что делать в этой ситуации: это общая проблема неплатежей, денег просто не стало, – говорит Александр Терешко. – Мне кажется, первое, что мы должны сделать – получить объективную картину: реальный объем задержек по зарплате по всем предприятиям. Потом искать пути.

По оценке Шабана Байрамова, меры господдержки сегодня не работают в полную силу: государство запустило огромное количество денег в банковский сектор, но до конкретных предприятий они не дошли. При этом требования для получения кредита ужесточились настолько, что ни один промышленник их не потянет. С этой точкой зрения согласен и Александр Терешко:

– Есть городская программа субсидирования процентной ставки – 100 млн рублей на 2009 год. Но эти деньги просто лежат в бюджете, поскольку банки кредиты не выдают.

А вот Константин Нотман придерживается другого мнения: правильнее было бы вообще отказаться от прямой финансовой поддержки банков и национальных компаний и сосредоточить силы на формировании внутреннего спроса:

– Задержка зарплаты лишь одно из проявлений тяжелой и, как выяснилось, затяжной болезни под названием «финансовый кризис». По сей причине главная задача властей, в первую очередь федеральных, – не решать лишь проблему задержки зарплаты, а бороться с последствиями тяжелейшего спада в национальной экономике. Мне кажется, основную роль в этом могут сыграть национальные проекты и программы, направленные на строительство и развитие инфраструктуры, будь то новые автомобильные дороги, электростанции, социальное жилье для очередников и т.д. Подобные масштабные проекты обязательно подстегнут внутренний спрос и помогут вытянуть целые отрасли.

Будет город-сад?

При этом Нотман убежден, что в ближайшее время ничего хорошего не предвидится:

– Количество рабочих мест будет сокращаться, средний уровень зарплаты падать, в некоторых отраслях, предположу, будет и увеличение задолженности по зарплате. Подобный пессимизм основан на том, что я не вижу реальных предпосылок для роста национальной экономики как минимум до конца года.

По мнению Байрамова, первыми преодолеют кризис строители, поскольку первыми в него и угодили:

– Людям нужно предоставить нормальное, а главное — доступное жилье, должна получить развитие практика социального найма. То есть нужно строить новые квадратные метры. Этого не произойдет без федеральных программ и гособеспечения. Но перспективы есть. Восстановить мировую экономику удастся за год-два. Чтобы восстановить экономику государства, нужно около трех месяцев. России сейчас не нужен максимум, нужно вернуться на тот уровень, с которого началось падение.

Свои шесть соток

– Задача областной власти – решать конкретные вопросы помощи предприятиям, в частности, обеспечения их заказами – муниципальными, областными, федеральными, – сказал Виктор Кресс в понедельник на аппаратном совещании.

Вопросы занятости и выплаты заработной платы губернатор назвал первоочередными и потребовал держать их на ежедневном контроле. Он отметил, что готов добавить полномочий рабочей группе по контролю над уровнем, условиями и своевременностью выплаты зарплаты – вплоть до придания ей статуса чрезвычайной комиссии.

– Главное – результат. Он должен быть таким: ситуация с долгами по зарплате на тех предприятиях, которые стали объектом обсуждения комиссии, должна изменяться в корне, – резюмировал Кресс.

P.S. Комментарии главного госинспектора труда в Томской области – на стр. 10.

 

На строительстве дома № 49 по ул. Никитина бригада каменщиков «Томлесстроя» работает ежедневно по 8 часов. Каменщик – профессия штучная, а потому и высокооплачиваемая. В прошлом году предприятию приходилось даже привозить целые бригады из Китая — на все стройки рук не хватало. В конце 2008-го из-за финансовых проблем китайские рабочие были вынуждены отправиться на родину, а сегодня и штучные специалисты-томичи подолгу сидят без зарплаты.

— Какие могут быть настроения без денег? – говорят строители. – Шутим тут, но это смех сквозь слезы. У всех кредиты, чем их отдавать? Ушла целая бригада в другую организацию. Но насколько там будет лучше? Страшно, что решиться эта ситуация в нашей конторе не может, ведь решение должно быть на уровне страны…

 

На 1 апреля задолженность по зарплате в области – 66 млн рублей. Это долг предприятий перед 4,5 тыс. работников. В официальную статистику не входит малый бизнес, но именно на задержки на малых предприятиях поступает больше всего жалоб, говорят в «Белом доме».

 

17 тыс. безработных зарегистрировано в Томской области на 1 апреля (3,13% от экономически активного населения). Прогноз на 2009 год – 3,3%. Пока превышение этого порога не предвидится.

 

Комментарий

Кирилл Новожилов, председатель совета директоров ОАО «Сибэлектромотор»:

– Несмотря на все заверения о помощи системообразущим компаниям, пока денег никто не увидел – томские предприятия работают по заказам системообразующих и почувствовали бы появление у них денег. И вообще я считаю, что это бесполезно – давать деньги предприятиям. Как иногда говорят экономисты, деньги с вертолета разбрасывать. Ну, выпустят эти предприятия продукцию, и что дальше? Ведь прервана цепочка спроса и доверия.

Считаю, сегодня все деньги надо направлять на поддержку покупательского спроса (например, снижение практически до нуля процентной ставки по кредитам), тогда цепочка спроса и доверия восстановится и экономический механизм заработает, начиная в первую очередь со строительной отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − четыре =