Жемчужина лугинецкого

Ввод в эксплуатацию Лугинецкой ГКС стал одной из ярких вех в новой истории «Томскнефти». Уникальная газокомпрессорная станция позволила компании стабилизировать добычу нефти на месторождениях региона, дала толчок развитию собственного газового бизнеса и помогла решить важную проблему утилизации попутного газа.

Стройка века

Идея о строительстве Лугинецкой газокомпрессорной станции (ГКС) зародилась в середине 90-х годов прошлого столетия, когда «Томскнефть» являлась самостоятельным государственным предприятием. Необходимость создания такого крупного объекта объяснялась спецификой месторождений Лугинецкого региона – наличием высокого газового фактора. Чтобы добыть кубометр нефти, промысловикам приходится извлекать десятки кубометров газа. Из-за отсутствия в то время системы сбора и транспортировки огромное количество попутного нефтяного газа просто сжигалось в факелах, загрязняя атмосферу. А скважины с высоким содержанием газа переводились в консервацию, что сдерживало рост добычи и освоение новых площадей.

В итоге в 1994 году было принято решение о строительстве ГКС, генеральным подрядчиком которого выступил израильский концерн Bateman International B.V. В 1997-м на Лугинецкое началась поставка оборудования для будущей станции, и на промысле закипела работа. Однако через год стройку пришлось остановить. Реализация масштабного проекта потребовала огромных инвестиций, а в стране грянул дефолт. Вдобавок возникли технологические трудности, связанные с существовавшими ограничениями по доступу в магистральный газопровод. Возобновилось строительство станции только в 2001 году, когда экономическая ситуация в России стабилизировалась, а нефтяникам удалось договориться с «Газпромом» о сдаче добываемого сырья в единую газотранспортную систему страны.

— В 2001 году были завершены основные монтажные и начаты пусконаладочные работы, которые вели зарубежные специалисты, — вспоминает заместитель начальника ЛГКС Андрей Болотин, работающий на станции с момента ее основания. – В строительстве применялись самые современные технологии и уникальное оборудование американских и английских компаний. Так, основные газовые компрессоры поставила компания Cooper-Bessemer. Но приводом их является не электропривод, а газовые турбины производства Rolls-Royce – модифицированные авиационные двигатели, которые применяются в самолетах боингах. На станции установлены уникальные электродвигатели, выдерживающие морозы минус 54 градуса, и целый ряд промышленных узлов, не имеющих аналогов.

При этом нефтяники старались жестко контролировать наладку оборудования. На завершающей стадии строительства специалисты ЛГКС высказали подрядчику сотни замечаний, которые были вовремя устранены. В июне 2002 года Лугинецкая газокомпрессорная станция была введена в эксплуатацию.

Показательный объект

Сегодня ЛГКС является ключевым объектом технологической схемы разработки Лугинецкого нефтегазоконденсатного месторождения и до сих пор считается одним из самых крупных и высокотехнологичных производственных объектов в стране, построенных в последнее десятилетие. С ее вводом Лугинецкий регион получил второе дыхание. Станция мощностью 1,5 млрд кубометров в год позволила «Томскнефти» увеличить бурение, стабилизировать добычу нефти и значительно повысить объем товарного газа. За годы работы ГКС переработала 7,97 млрд кубометров попутного нефтяного газа, превратив его в ценное сырье для энергетики.

— Процесс переработки газа полностью автоматизирован, и малейшие сбои в работе оборудования мгновенно отражаются на компьютере, — объясняет технологию Андрей Болотин. — С установки подготовки нефти на месторождении газ под собственным давлением по внутрипромысловым газопроводам подается на узел приема Лугинецкой ГКС. Здесь он проходит несколько этапов подготовки, включающих в себя очистку от механических примесей, жидких углеводородов и воды; компримирование до 65 атмосфер; осушку; отбензинивание. Кроме того, из него выделяются ценные углеводороды: пропан-бутановая фракция и углеводородный конденсат. Сухой товарный газ – метан поступает в трубопровод Лугинецкое – Парабель протяженностью 169 км и далее через коммерческий узел учета направляется в магистральный газопровод Нижневартовск — Парабель – Кузбасс.

Основными потребителями лугинецкого газа являются крупные предприятия, в том числе СИБУР, «Томскэнерго», «Межрегионгаз», нефтехимические заводы, а также население городов и поселков Сибири, подключенные к единой газотранспортной системе. Газ с Лугинецкой ГКС очень высокого качества, с точкой росы до минус 70 градусов. Но чтобы выдавать такую продукцию, оборудование станции приходится содержать в идеальном порядке. На объекте регулярно проводится планово предупредительный ремонт и дважды в год – капитальный ремонт. В ходе последней ремонтной кампании, которая проходила с 15 февраля по 13 марта, были отремонтированы силовые турбины газокомпрессорных агрегатов, заменен выработавший ресурс газогенератор, проведены ремонты автоматических клапанов, технологических насосов, систем электрооборудования и КИПиА, техническое обслуживание компрессорного оборудования.

Особое внимание уделяется системе безопасности ГКС, призванной предотвратить чрезвычайные ситуации. Станция оснащена резервными источниками бесперебойного энергоснабжения, начиная от аккумуляторных батарей, способных обеспечить функционирование системы управления и главных механизмов, до дизель-генераторов, которые автоматически запускаются в течение 8 секунд и поддерживают производство в безопасном состоянии. Бесконтрольная остановка станции, грозящая серьезной аварией, исключена полностью.

На страже экологии

Лугинецкая ГКС стала заметным вкладом нефтяников в решение вопросов защиты окружающей среды. Пылающие факелы на промыслах Лугинецкого давно ушли в прошлое. Сейчас лишь небольшая часть газа используется на технологические нужды, остальное перерабатывается и подается в трубу. В компании разработана и действует целевая программа, цель которой — довести к 2012 году утилизацию газа до 95%. Но пока на других месторождениях только примериваются к этим цифрам, на Лугинецком план уже выполнили.

— Пуск станции значительно улучшил экологическую обстановку в Лугинецком регионе и предотвратил выбросы десятков тысяч тонн вредных продуктов сжигания в атмосферу, — считает Андрей Болотин. – Мощностей ГКС хватает, чтобы полностью утилизировать попутный газ с Лугинецкого месторождения «Томскнефти». Однако рядом работают другие компании, которым еще предстоит решить проблему утилизации. Мы были бы рады им помочь, но увеличить переработку газа из-за ограниченности мощности установки и трубопровода не можем. В свое время рассматривалась возможность строительства второй очереди станции производительностью 1 млрд кубометров с участием всех заинтересованных недропользователей. Но грянувший финансовый кризис заставил повременить с реализацией амбициозных планов.

Команда профессионалов

Люди, работающие на Лугинецкой ГКС, по праву являются предметом гордости компании. Треть из 154 человек штатного персонала — инженерно-технические работники. Такая пропорция обусловлена сложностью производственного объекта, напичканного современными приборами и новейшей телемеханикой. Отбор специалистов проходил еще на стадии строительства станции. Многие из тех, кто пришел тогда работать после института, трудятся здесь до сих пор. Большая часть сотрудников — томичи, но почти 40% — жители Кедрового и Парабели.

— У нас подобралась настоящая команда профессионалов, что помогает справляться с самыми трудными задачами, — утверждает Болотин. — Костяк коллектива составляют опытные специалисты, работающие на ГКС много лет и досконально знающие производственный процесс. Это начальник базы производственного обслуживания Юрий Берчук, начальник цеха КИПиА и связи Анатолий Арямкин, начальник смены цеха подготовки и компримирования газа Сергей Шешуков, заместитель начальника ЛГКС Виталий Лукьянов, мастер цеха по обслуживанию электрооборудования Виктор Иванцов, слесарь по ремонту технологических установок Николай Вершинин и многие другие. В последнее время увеличился приток молодежи, выбирающей север из-за достойной зарплаты и перспектив карьерного роста. Сегодня средний возраст персонала не превышает 35 лет.

Зарплата рабочих на Лугинецкой ГКС в зависимости от квалификации составляет от 25 до 40 тысяч рублей за вахту. Охотно осваивают газоперерабатывающую отрасль женщины, которые трудятся в химической лаборатории, операторами котельной, на обслуживании объектов.

— Несмотря на хорошие деньги, потребность в квалифицированных кадрах на станции остается, — говорит Андрей Болотин. – Специалисты уходят на другие производства на повышение, идет естественный процесс смены поколений. Ветераны уходят на заслуженный отдых, на смену им приходят молодые специалисты. Именно этот сплав молодости и опыта служит залогом успешной деятельности предприятия.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + семнадцать =