Забавную и печальную вещь продемонстрировал митинг болельщиков «Томи».
Согласитесь, за 10-20 последних лет только совсем уж ленивый человек не слышал пламенные призывы из всех уголков страны о том, что надо «слазить с нефтяной иглы» — диверсифицировать экономику, развивать обработку, машиностроение, инновации и т.д.
Я и раньше сильно подозревал, что эти призывы в большей части – как бы помягче-то обозначить? – красивые лозунги, политкорректные и правильные слова, которые принято говорить в обществе. «Такое у нас носят, — понимают люди и, следуя правилам вежливости, соглашаются: — Да-да, конечно, обязательно нужно прекращать этот нефтяной запой, а то потом похмельем замучаемся».
И вот болельщики, которым от отчаянья стало совсем не до политкорректности, со всей наивной искренностью и решительностью открыто провозгласили нашу всеобщую мечту – сидеть на нефтяной игле. И желательно, чтобы объем шприца был самый большой.
Это фактически наша объединительная национальная идея. Ущерб ее в одной только малости — шприцев с нефтяным допингом на всех не хватает. И потому вопрос «почему богатейший по полезным ископаемым регион страны оказывается настолько нищим, что не может содержать единственную на всю Сибирь футбольную команду уровня премьер-лиги?» и вопрос про толщину нефтяной иглы «Зенита» остаются риторическими.
А представляете, какая получилась бы сенсация всероссийского масштаба, если бы болельщики обратились с требованием выделить деньги на команду «Томь» не к газо- и нефтедобывающим компаниям, а к инновационному бизнесу, Роснано, какому-нибудь венчурному фонду? Мол, поделитесь своими деньжищами! Томск бы вошел в историю как первый факт общественного признания того, что в России родилась постиндустриальная экономика знаний.
Но болельщики не настолько наивны – они знают реальные соотношения российских экономических предметов.