Здоровье или товарооборот?

Поправки в областной закон, призванный ограничить продажу крепких спиртных напитков, могут больно ударить по круглосуточной торговле

Поправки в закон, призванный ограничить продажу крепких алкогольных напитков, обсуждают в Государственной думе Томской области. К уже существующим ограничениям депутаты предлагают добавить еще два: во-первых, запретить продажу алкоголя торговым павильонам, которые находятся на автобусных остановках и в радиусе 10 метров от них, во-вторых, прекратить продавать алкоголь крепостью более 15% с 23.00 до 08.00.

На разных чашах весов — социально-экономическое здоровье розничной торговли, с одной стороны, и здоровье граждан – с другой. И перспектива выхода на золотую середину проблематична.

Экономические последствия

Николай Макаренко, заместитель начальника областного департамента потребительского рынка:

– С моей точки зрения, ограничения, которые предлагают депутаты, разумны: доступность алкоголя ведет к увеличению его потребления. Но важно понимать – изменения законодательной базы влекут за собой экономические последствия. Есть возможность уменьшения товарооборота в пределах 2 млрд рублей, потери рабочих мест в пределах 1900 человек, недополучения налогов в пределах 3 млн рублей.

Кроме того, с 29 января в силу вступил 374-й ФЗ, которым введена государственная пошлина при получении лицензии на реализацию алкогольной продукции. Если ранее в Томске был установлен сбор за реализацию алкоголя в размере 2 тыс. рублей сроком на 5 лет (10 тыс.), то сегодня федеральным законом установлена государственная пошлина в размере 40 тыс. рублей за каждый год деятельности (200 тыс. на 5 лет). Думаю, эта мера сильно отразится на розничной торговле, особенно на владельцах единичных магазинов. Такие павильоны могут попросту не выжить. Надо ли еще усугублять их положение ужесточением местного законодательства?

Ночная торговля алкоголем добавляет 20% товарооборота магазинам в зимнее время и 30-35% в летнее. Конечно, это существенная доля прибыли для их владельцев. Депутатам предстоит сделать непростой выбор.

Чистой воды популизм

Павел Кряк, директор торговой сети «Наш гастроном» (в сеть входят пять магазинов, три из них расположены на остановках):

– Считаю принятие поправок в закон нецелесообразным, а эту инициативу не только губительной для бизнеса, но и бесполезной. Запрет торговли алкоголем для большинства магазинов, расположенных на остановках, равносилен гибели. Закрыться в этом случае могут до 70% торговых точек. Каждый такой магазин – 6–10 рабочих мест. Куда пойдут люди?

Кроме того, законопроект ведет к появлению неравноправия в торговле. Плотность магазинов достаточно высока. Одному, расположенному на остановке, продавать крепкий алкоголь запретят, а другой в 10 метрах будет беспрепятственно торговать. Какой же тут эффект?

На мой взгляд, запреты носят чисто популистский характер. Законодатели смогут рапортовать: «Торговлю запретили, значит, стали пить меньше». Не станут. Тот, кому нужна водка ночью, всегда ее найдет. Своими поправками депутаты добьются только одного – загонят ночную торговлю алкоголем в подполье. Начнется спекуляция, увеличится количество суррогата.

Считаю, сегодня торговля спиртным вошла в цивилизованное русло и дополнительная регламентация этой деятельности не требуется.

Без кавалеристских наскоков

Елена Редченкова, главный врач областного наркологического диспансера:

– Я считаю, торговля алкоголем на остановках – это навязчивое предложение, а значит, лишние соблазны.

С ограничением ночных продаж сложнее. Если полностью прекратить продажу алкоголя ночью, то резко вырастет предложение некачественного алкоголя: из-под полы в магазинах, в домах, в такси – все это мы уже проходили. Если у человека так уж горит душа, пусть у него будет возможность купить алкоголь, но в магазинах, к которым предъявляют высокие требования по качеству продукции.

Это не значит, что ничего предпринимать не нужно. Если не ограничивать людей, потребление алкоголя будет безмерным. Наша страна – яркий тому пример. В начале 1990-х мы выпустили джинна из бутылки. Загнать его обратно после 20 лет лоббирования интересов производителей алкоголя не так-то просто. Но хотелось бы обойтись без кавалеристских наскоков 1985 года.

Ошибочно полагать, что Россия – первая страна, столкнувшаяся с проблемой алкоголизма. Российскому народу придумали целую историю, приписав несвойственные черты: «бедные-несчастные, самая пьющая нация». Это вранье! В мировой практике уже давно изобретен комплекс мер, которые помогают снизить потребление алкоголя. И это прежде всего государственное регулирование торговли спиртным. Нельзя продавать алкоголь по тем же правилам, что чай или сахар, ведь это продукт, который воздействует на организм человека, вызывает изменение сознания и привыкание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =