План полета

Томск расширяет региональные авиаперевозки и готовится к международным

 

Первый авиарейс из Томска в Екатеринбург (аэропорт Кольцово) выполнила авиакомпания Аir Volga («Руслайн») 29 июня. За два месяца до этого в Томске открылся прямой рейс в Барнаул (транзитом из Сургута), и практика уже показала – рейс оказался очень востребованным.

– Новые направления возрождают утраченные в постсоветский период региональные авиаперевозки. В 1990-е годы они практически из всех областных центров сместились в московский авиаузел. В результате управление воздушным движением с трудом справляется с высокой интенсивностью полетов в столичных аэропортах. И это же парадокс: чтобы попасть в Екатеринбург из Томска, нужно дважды пролететь над Уральскими горами, – говорит директор томского аэропорта Евгений Янкилевич.

В планах аэропорта на 2010– 2011 годы – попытка открыть рейс Томск – Новосибирск – Омск. Рассматривается возможность восстановления рейсов в Тюмень, Красноярск, Горно-Алтайск, в Среднюю Азию (это уже в качестве международных линий), а также организация регулярных перевозок по традиционным курортным направлениям – Турция, Таиланд и Египет.

 

Евгений Янкилевич о перспективах томского аэропорта

 

29июня 2010 года из Томска отправился первый авиарейс в Екатеринбург (аэропорт Кольцово) авиакомпании Аir Volga («Руслайн»). А за два месяца до этого в Томске открылся прямой рейс в Барнаул (транзитом из Сургута). Какие еще новые направления планируют развивать в Томске, «ТН» рассказал директор томского аэропорта Евгений Янкилевич.

Взлет

– Евгений Якирович, почему появился рейс Томск – Екатеринбург?

– Новое направление в Екатеринбург возрождает утраченные в постсоветский период региональные авиаперевозки. В 1990-е годы, когда началась стагнация в развитии авиаперевозок, практически из всех областных центров они сместились в московский авиаузел. В результате Управление воздушным движением с трудом справляется с высокой интенсивностью полетов в столичных аэропортах: по 40–50 самолетов находятся в зоне ожидания, вырабатывают топливо, загрязняя окружающую среду. И вообще парадокс: чтобы попасть в Екатеринбург из Томска, нужно дважды пролететь над Уральскими горами. Совместно с коллегами из авиакомпании «Руслайн» мы проанализировали ситуацию, и они приняли решение открыть это направление. К тому же наши предприятия («Сибкабель», «Сибирская Аграрная Группа» и др.) с Уралом связывают давние отношения, которые сейчас активно развиваются.

– Успешно ли работает направление Томск – Барнаул?

– Рейс оказался очень востребованным. Поначалу люди даже не верили, что до Барнаула можно долететь за час и по цене всего 1300 рублей. Рейс начинался всего с одного пассажира, а сейчас на каждом уже по 20–25 человек. Думаю, также будет и с Екатеринбургом: при цене от 4 тыс. рублей в одну сторону – это конкурентный тариф даже по сравнению с железной дорогой.

– А какие планы на ближайшее время?

– Сейчас совместно с авиакомпанией «Томск Авиа» мы пытаемся открыть рейс Томск – Новосибирск – Омск. В дальнейшем, возможно, полетим в Тюмень. Также мы рассматриваем вопрос о восстановлении рейсов Томск – Красноярск, Томск – Горно-Алтайск. Этим в настоящее время активно занимаются власти в рамках «Сибирского соглашения», где создана комиссия по формированию условий для деятельности региональных авиакомпаний. Если аэропорты совместно с авиакомпаниями сумеют добиться удешевления стоимости перелета по СФО, летать смогут даже люди с низким достатком. А главное, эти рейсы помогут снизить интенсивность движения по автодорогам, которая сегодня чрезвычайно высока. Если все реализуется к началу осенне-зимней навигации, это будет большой плюс.

Заход на посадку

– Новые рейсы за пределы Сибири не планируются?

– Ранее из Томска был чартер в Санкт-Петербург из Якутии, и сейчас одна из авиакомпаний снова планирует открыть туда рейс на регулярной основе. В следующем году планируем наладить сообщение Томск – Геленджик, где построен новый аэропорт. Активно добиваемся возвращения вечерних рейсов в Москву. Этот вопрос лоббируется областной администрацией. Одна авиакомпания уже ждет поступления новых воздушных судов, и мы надеемся, что к концу лета вечерний рейс в столицу появится.

– Приход компании «ЮТэйр» порадовал томичей снижением цен на билеты в Москву, но многие продолжают летать из соседних городов…

– Конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы томичи летали из Томска. Но отток клиентов в Новосибирск – это проблема тарифов, на которые, к сожалению, у нас нет серьезных рычагов влияния. Хотя мы четко отслеживаем разницу между Томском и Новосибирском и стараемся убедить авиакомпании держать ее не на очень большом разрыве. Когда ЮТэйр пришла в Томск, на какое-то время мы вздохнули свободно. Но цена опять пошла вверх, причем не только в Томске, но и в Кемерове, и в Новосибирске. Причина в том, что на сегодняшний день загрузка рейсов полная, свободных мест мало. А когда спрос превышает предложение, то остаточные билеты продаются по высокой цене. К тому же сами авиакомпании столкнулись с серьезной сложностью: когда начался кризис, все думали, что пассажиропоток будет падать. Многие начали экономить и вывели из авиапарка самолеты «Ту-154» с большими расходами на топливо. Также в кризис были уменьшены программы по лизингу зарубежных самолетов: тех же Airbus, Boeing. Никто ведь не ожидал роста пассажиропотока до 2010 года, и в результате столкнулись с жестоким дефицитом провозных емкостей. В настоящее время авиакомпании лихорадочно наращивают парк, но интенсивность пассажиропотока возрастает во всем мире, а иностранным авиакомпаниям воздушные суда тоже нужны.

Зона ожидания

– Самые долгожданные изменения – появление в Томске международного аэропорта. Как продвигается реализация постановления о появлении в Томске пункта пропуска через Росграницу?

– Начаты проектные работы по расширению аэровокзала на 5 тыс. кв. м (более чем в два раза) в сторону аэродрома. Мы хотим уйти от крайне неудобной узкой формы параллелепипеда: новый аэровокзал будет в форме куба. Это будет расширение по принципу аэровокзала Домодедово. Изнутри он будет разделен на две равные части: с одной стороны – международные авиалинии, с другой – внутренние. Верхний этаж – зона вылета, нижний – прилета. Кроме того, мы хотим уйти от системы накопителей, сделать три удобных конвейера для получения багажа. Если все пойдет нормально, строительство должно завершиться в конце 2011 года. Также в рамках государственно-частного партнерства рядом планируем построить 7-этажное офисно-гостиничное здание, где разместятся Томский центр управления воздушным движением, представительства туристических компаний и др.

Отмечу – все работы идут по плану: уже начали осуществляться проектные работы, идет отбор банков для софинансирования проекта (проект будет реализован частично на государственные деньги, частично на инвестиционные и кредитные средства).

– Какими будут первые рейсы за рубеж? Традиционные: Турция, Таиланд и Египет?

– Да, именно эти международные рейсы появятся в первую очередь. Авиакомпании, которые хотят летать из Томска, уже начали с нами переговоры. Также с этого года мы активно начинаем работать на авиатранспортных форумах, где формируется сеть международных перевозок.

В планах также восстановление направлений в Среднюю Азию: Узбекистан, Казахстан. Надеюсь, ситуация в Киргизии нормализуется, и мы сможем летать и туда. Сейчас начинаем работу с диаспорами в этом направлении.

Определенные виды имеем на Китай. Но, скорей всего, это будут не регулярные, а чартерные рейсы. Очень хочется восстановить исторический рейс в Симферополь.

– Можно ли надеяться, что цена из Томска будет не выше, чем в соседних городах?

– Думаю, зарубежные рейсы из Томска будут дешевле, чем, к примеру, из Кемерово: есть определенные способы, как этого добиться. Надеюсь, в конце 2011 года, когда мы построим и запустим международный аэропорт, последствия кризиса будут уже устранены и благосостояние томичей улучшится. И они смогут позволить себе летать очень комфортно и очень далеко.

 

Из томского аэропорта выполняются регулярные рейсы в Стрежевой, Сургут, Нижневартовск, Барнаул, Анапу, Сочи, Москву

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *