Дорогой наш ребенок

Будущих мамочек и их деток оберегают три уровня защиты  

В последние 2–3 года в Томской области осторожно заговорили об улучшении демографической ситуации и о том, что региону удалось наконец-то избавиться от печального лидерства в СФО по материнской смертности при родах. За счет чего улучшились показатели? Насколько устойчивы позитивные перемены? Какие новые технологии предлагают томские акушеры-гинекологи? На эти и другие вопросы отвечали участники круглого стола «ТН».

 

Беби-бум по-томски

Галина Михеенко: – У нас в области в последние пять лет наблюдается своеобразный беби-бум. Свою роль в повышении рождаемости сыграли прежде всего те шаги, которые сделало правительство, – выделение материнского капитала (материальный стимул семейной пары к рождению второго и последующего ребенка) и реализация национальной программы «Родовой сертификат» (стимулирование работы медиков). Рождаемость в области после внедрения этих программ повысилась процентов на 20.

– Означает ли это, что стали больше рожать вторых детей?

– Некоторый крен в сторону вторых, третьих детей наметился. Время, когда семья была в основном однодетной, уходит. По 2010 году у нас соотношение первородящих и повторнородящих примерно 50 на 50.

– В свое время Томская область была лидером в СФО по материнской смертности. А сейчас?

– Мы люди суеверные, боимся сглазить, но пока область отошла от позорного первого места по СФО и находится в четверке лучших регионов. Средний показатель у нас теперь гораздо ниже, чем в целом по России. За 2010 год было всего два случая материнской смертности, причем один случай совершенно не связан с родовспоможением: женщина, живущая в одном из районов области, не обращалась к врачам и пошла на криминальный аборт. Все завершилось летальным исходом.

Пойдут по этапам

– Вопрос Александру Холопову: вы приехали из Колпашева. Можете сравнить систему родовспоможения в Томске и в районе?

– Делить эту систему на областную и районную не совсем правильно. Мы все развиваемся в одном ключе в соответствии с программой модернизации здравоохранения. Только функции у нас немного разные. Минздравсоцразвития России разработало четкую трехуровневую модель оказания акушерской помощи. Большинство ЦРБ относятся к первому уровню. Родильные дома областного центра и некоторые ЦРБ (в Томской области это Асино, Колпашево, Стрежевой) – второй уровень. А высшим звеном в областной системе родовспоможения будет перинатальный центр. Он полностью откроется 15 июля, но наши специалисты уже совершили выезд в Зырянку для оказания помощи в трудных родах. Центр не случайно построен рядом с ОКБ: это дает нам возможность использовать имеющиеся там ресурсы – кадровые, технические. В данном случае мы воспользовались санавиацией областной больницы.

Галина Михеенко: – Система оказания дифференцированной акушерской помощи женщинам в зависимости от степени риска существует и в стране, и в области уже давно. Около тысячи женщин из районов ежегодно направляются для родоразрешения в Томск. С появлением перинатального центра эта система станет более совершенной.

– В редакцию обратилась женщина в возрасте за 40 лет, которой отказали в приеме в перинатальном центре. Хотелось бы понять, с кем будет работать центр? Только с молодыми?

Александр Холопов: – Центр в первую очередь будет работать с теми женщинами, у которых есть высокие риски в протекании беременности независимо от возраста.

Здоровая мама – здоровый малыш

– Изменился ли в последнее время портрет среднестатистической женщины, которая ждет ребенка?

Галина Михеенко: – Сейчас женщины чаще стали спрашивать: «Что нужно сделать, чтобы у меня родился здоровый ребенок?» Планирование беременности – это очень хорошая тенденция: если имеющиеся проблемы со здоровьем выявить и подкорректировать до зачатия, можно с достаточной степенью уверенности гарантировать нормальное вынашивание ребенка.

– А как в области организована профилактика заболеваний у женщин? Кто занимается их реабилитацией после лечения?

Ольга Валькевич: – Специалисты Томского НИИ курортологии и физиотерапии добились хороших результатов в комплексной реабилитации и вторичной профилактике различных гинекологических заболеваний. Это хронические воспалительные заболевания матки и придатков, состояния после операций на органах малого таза по поводу внематочной беременности, а также состояния, связанные с реконструктивно-пластическими операциями по поводу трубно-перитонеального бесплодия. В течение четырех лет мы успешно занимались оздоровлением беременных женщин, относящихся к группе высокого риска, за счет средств социального страхования. На сегодня такая совместная работа продолжается с пациентками перинатального центра Северска. А что касается подготовки к беременности, то действительно женщины стали более внимательно относиться к своему здоровью и планированию беременности. Но это часто ограничивается лишь обследованием, а мы имеем возможность проводить комплексное лечение и этим самым предупреждать возникновение различных осложнений беременности и родов.

Северский феномен

Наталья Гладышева: – А вот у северских женщин подготовка к беременности сейчас очень распространена. Все чаще они записываются на прием к доктору до зачатия. При выявлении заболеваний мы их оздоравливаем.

– Северский перинатальный центр в последнее время пользуется невероятной популярностью. В чем уникальность центра?

– Мы создали великолепные условия, оборудовали пять индивидуальных родильных залов, приобрели хорошую современную аппаратуру. И наши женщины, которые предпочитали рожать в Томске, вернулись к нам. Мало того, у нас стали рожать женщины из Томской, Кемеровской, Новосибирской областей: 30% из 1,5 тыс. родов 2010 года мы приняли у иногородних женщин. Видимо, сработал принцип сарафанного радио. Мы одними из первых внедрили новые технологии родовспоможения, сейчас около 70% родов – это роды, ориентированные на участие семьи. У нас исключительно грудное вскармливание, круглосуточное совместное пребывание матери и ребенка. Открыто отделение реанимации новорожденных на шесть коек. А главное, у нас сложился высокопрофессиональный коллектив.

Вперед, в прошлое!

– Какие новые технологии появились в родовспоможении?

Наталья Гладышева: – Новое – это чаще всего хорошо забытое старое. Мы просто возвращаемся к классическому акушерству, к которому давно вернулась вся Европа. Отказываемся от агрессивного медикаментозного лечения и становимся на тропу доказательной медицины. Сегодня становится понятно, что многое из того, что делалось, было недостаточно оправданным. Например, назначение беременным ряда схем лекарственных препаратов. Применяем новые региональные технологии обезболивания при оперативных родах, когда женщина может общаться с врачами и новорожденным.

Александр Холопов: – Новое – это еще и выстраивание такой системы отношений между учреждениями, которая бы работала без сбоев, предельно эффективно.

Полкило веса? Человек!

Галина Михеенко: – В 2012 году мы переходим на международные стандарты учета случаев смерти новорожденных. Если раньше таковой считались случаи смерти детей, рожденных в 28 недель с массой тела 1 тыс. граммов, то сейчас – 22 недели и 500 граммов. Мы, безусловно, всегда делали все возможное для спасения малышей с таким критически малым весом, но изменение системы учета отразится на показателях младенческой смертности.

– Часто ли рождаются такие дети?

– Из более чем 13 700 родов в 2010 году 197 детей родились в сроки от 22 до 28 недель.

– Это зависит от матери?

– Это зависит от трех участников процесса – матери, отца и ребенка.

Наталья Гладышева: – Самая большая проблема здесь во внутриутробных инфекциях. Для всех акушеров-гинекологов и неонатологов как крик души проблема заболевания сетчатки глаза у глубоко недоношенных новорожденных, которая может привести к слепоте. В Томске возможности лечения такого осложнения не было, приходилось обращаться за дорогостоящей помощью в Екатеринбург, причем без всяких гарантий на успех. Я очень обрадовалась, когда узнала, что такое оборудование закупается в областной перинатальный центр.

Александр Холопов: – У нас уже подготовлен специалист, приобретена ретинальная камера для диагностики, со дня на день поступит аппарат для лазерной корректировки сетчатки. Мы в центре готовимся к тому, чтобы развивать фетальную хирургию для устранения дефектов плода внутриутробно. Кроме того, в центре можно будет устранять те пороки у новорожденных, которые сейчас устраняются в различных клиниках Томска. В этом центр по-прежнему будет активно взаимодействовать со специалистами СибГМУ, НИИ кардиологии, генетики, фармакологии, других учреждений. На базе центра будет вестись обучение врачей и младшего медицинского персонала новейшим технологиям.

В союзе с наукой

– Насколько оправданы опасения, что НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии и областной перинатальный центр будут друг друга дублировать?

Александр Холопов: – Абсолютно не оправданы. НИИ занимается научно-исследовательской работой, центр – практическим здравоохранением. У нас выстраиваются конструктивные взаимоотношения. Те новшества, которые появляются в НИИ, будут использоваться у нас как в учреждении третьего уровня медицинской помощи.

– Какими научными разработками занимаются специалисты родовспоможения Томска?

Галина Михеенко: – У НИИ получены очень хорошие результаты по ведению беременных с невынашиванием плода. Кафедра акушерства и гинекологии СибГМУ имеет большой опыт наблюдения за беременными женщинами, прошедшими экстракорпоральное оплодотворение, а НИИ курортологии – опыт оздоровления беременных. В Томске мощная научная база по акушерству и гинекологии, и это прекрасное подспорье практическому здравоохранению.

Ольга Валькевич: – В период действия программы оздоровления беременных группы риска сотрудниками ФГУ «Томский НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА России» разработаны оригинальные методики терапии таких осложнений беременности, как анемия, фетоплацентарная недостаточность и другие, получено три патента. В настоящее время приоритетные научные направления гинекологов института – реабилитация после самопроизвольного прерывания беременности, профилактика и лечение хронического эндометрита. Уже после первого случая самопроизвольного выкидыша у пациенток развивается хроническое воспаление слизистой оболочки матки, и необходимо обязательное комплексное восстановительное лечение данной категории женщин. К сожалению, такое лечение женщина может пройти в нашей клинике только на платной основе. Программа обеспечения бесплатными путевками завершена.

– Есть шанс, что она возобновится?

– Надежда всегда есть. В этом году возобновляются государственные программы реабилитации инсультных больных, пациентов после эндопротезирования суставов и другие. Возможно, появится программа реабилитации для пациенток с гинекологической патологией. Мы готовы работать и по подготовке женщин к ЭКО, и по реабилитации после гинекологических операций, и по оздоровлению беременных. У нас для этого есть все возможности, уровень физиотерапевтической помощи в институте очень высокий.

Галина Михеенко: – Все программы связаны с финансами. Например, у нас готова программа охраны репродуктивного здоровья подростков, это тоже очень актуальное направление, потому что воспитание будущих родителей нужно начинать со школьного возраста. В ближайшее время обратимся в Законодательную думу области за поддержкой.

– А сколько денег пойдет на учреждения родовспоможения из тех трех миллиардов, которые Федерация выделила на развитие здравоохранения области?

– Точную сумму назвать не могу. Но все, что касается акушерства и детства, всегда было для власти приоритетным.

 

В круглом столе участвовали

    

Галина Михеенко, главный акушер-гинеколог Департамента здравоохранения Томской области, доктор медицинских наук

Александр Холопов, главный врач ОГУЗ «Областной перинатальный центр», кандидат медицинских наук

Ольга Валькевич, заведующая отделением гинекологии ФГУ «Томский НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА России», кандидат медицинских наук

Наталья Гладышева, заместитель главного врача перинатального центра ФГУЗ КБ-81 ФМБА России (Северск)

 

– Специальных исследований никто не проводил, но опыт показывает, что после партнерских родов (с участием мужа, мамы или других близких людей роженицы) осложнения у женщин бывают намного реже.

Наталья Гладышева

 

Общая стоимость оборудования областного перинатального центра составляет около 500 млн рублей. Здесь имеются ультразвуковой аппарат для пренатальной диагностики, позволяющий видеть плод в режиме 3D, цифровые мобильные рентгеновские аппараты, нейродиагностическая система и множество другой современной техники. Многое уникально не только для Томска, но и для СФО.

 

– Уверяю вас, уровень квалификации врачей, работающих в городской системе родовспоможения, очень высокий. Это настоящие подвижники своего дела. Я, например, своим знакомым рекомендую обращаться именно к ним.

Галина Михеенко

 

В 2010 году в Томской области родилось 13 759 младенцев. Из них 6 871 – первенцы, 5 086 – вторые дети, 1 273 – третьи, 512 – четвертые и более.

На свет появились 132 пары двойняшек и одна тройня.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 9 =