«Здравствуйте, я – лесбиянка»

Фестиваль «другого» кино проходил в Томске под угрозой срыва

 24 июня в штате Нью-Йорк приняли закон, разрешающий однополые браки. В Томске в этот день оказался под угрозой срыва ЛГБТ-кино-фестиваль «Бок о бок».

 Аббревиатура ЛГБТ расшифровывается как «лесбиянки-геи-бисексуалы-трансгендеры». ЛГБТ-сообщество появилось в России в 2006 году, сегодня его отделения есть в 13 регионах, в том числе и в Томске. Кинофестиваль «Бок о бок» зародился и ежегодно проходит в Санкт-Петербурге, периодически выезжая в другие города.

В Томске кинофестиваль должен был проходить на площадках «Академии фотографии» и отеля «БонАпарт», но в первой организаторам за несколько часов до открытия отказали без объяснения причин, а во втором неожиданно отключили электричество. Тем не менее фестиваль состоялся.

Не исключено, что томичи не узнали бы о фестивале, не поднимись шумиха вокруг его запрета. Как заметили организаторы, отчасти благодаря неудачному старту фестиваль и стал успешным.

– Ситуация способствовала тому, что проблема дискриминации представителей ЛГБТ-сообщества актуализировалась, – говорит директор фестиваля Гуля Султанова.

В трехдневной программе было заявлено несколько фильмов, две дискуссии и встреча с режиссерами датской киноленты «Здравствуйте, имя мое – лесбиянка» Минной Гросс и Ибен Хаар Андерсен. И датчанки были крайне удивлены попыткам сорвать фестиваль.

– Для нас это очень странно, – говорит Минна Гросс, – но это значит, что томское сообщество в первых рядах в борьбе за свои права.

Примерно об этом и фильм датчанок – о пожилой женщине-лесбиянке, которая всю жизнь была вынуждена скрывать свою ориентацию. В действие фильма укладывается 50 лет – время, за которое в Дании произошел процесс легализации и вхождения в норму образа жизни ЛГБТ.

– Депрессивный взгляд на проблему в прошлом, сейчас мы предпочитаем относиться к этой теме с юмором, – оценивает разницу Ибен Хаар Андерсен.

Соорганизаторы фестиваля растеряны, но не удивлены.

– Для меня ситуация не стала неожиданностью, – говорит Светлана, помогающая в организации фестиваля. – Думаю, такие решения зависят от конкретных людей во власти, а не от общества в целом…

Заметим, что кино, которое показывают на «Бок о бок», не является запретным. Почти все фильмы в разные годы становились призерами Каннского кинофестиваля или премии «Оскар».

И показ, и обсуждение этих фильмов – основная, но не полная миссия фестиваля. Еще одна задача – обеспечить правозащитную и психологическую поддержку представителям сексуальных и гендерных меньшинств. В ходе дискуссий юристы и психологи давали консультации представителям ЛГБТ-сообщества, отвечая на куда более сложные вопросы, чем «быть или не быть?»…

 

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Кузичкин, начальник департамента по культуре администрации Томской области:

– Я узнал о фестивале из СМИ и сделал звонок в «Академию фотографии», чтобы уточнить, на каких условиях он проводится и каково содержание. Дело в том, что в департамент поступило много заявлений от томичей, которые расценивали фестиваль как пропаганду гей-культуры. Насколько я знаю, обращения поступали и в мэрию. И я читал отзывы на форумах – в большинстве негативные.

Директора «Академии фотографии» я попросил просмотреть фильмы. Она ответила, что порнографии там нет, и мне этого объяснения было достаточно. От меня никаких просьб и тем более приказов об отмене фестиваля не поступало. Прозвучала обеспокоенность, что организаторы предварительно с департаментом не связывались, а просто поставили перед фактом. Общественность же оказалась не готова к проведению подобного рода мероприятия.

Решения об отмене, видимо, принимались руководителями площадок. Могу сказать, что в будущем возможно проведение такого рода фестивалей, просто надо их предварительно согласовывать. Мы не отказываемся и от сотрудничества с «Бок о бок», тем более что фестиваль проходит в контексте защиты прав человека, просто нужно договариваться заранее о каких-то приемлемых формах проведения.

 

УГОЛ ЗРЕНИЯ

Думаю, проблема не в недостаточной толерантности общества – российского вообще и томского в частности. Просто объективно есть пирамида человеческих потребностей. И если не выполняются низшие, элементарные – на достойную зарплату, доступность жилья, да просто право на жизнь (при нашем-то уровне насилия!), то как раздраженное такими бедами общество может заняться правами лесбиянок-геев-бисексуалов-трансгендеров? Хотя, конечно, надо заниматься. И пусть люди, которые это делают, делают это и дальше.

Александр КРАСНОПЕРОВ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + двенадцать =