О плюсах и минусах бакалавриата

С нынешнего года все российские вузы перешли на многоуровневую систему подготовки: бакалавриат-магистра-тура. Пятилетнее обучение специалистов, существовавшее в СССР и России многие десятки лет, кануло в Лету. Своим мнением о том, какие возможности и проблемы готовит этот переход студентам и преподавателям, с «ТН» поделились эксперты.

«Многое еще скорректируется»

Александр Ревушкин, проректор ТГУ:

 – В ТГУ многоуровневое образование начало внедряться еще в начале 1990-х. Мы пошли по «мягкому» пути: были разработаны системы «4+1» и «4+2». Студенты, получив диплом бакалавра, шли учиться еще на год (диплом специалиста) либо на два (магистратура), что позволяло студентам выбирать не только продолжительность обучения, но и выстраивать его индивидуально за счет факультативных и элективных курсов. Имея диплом бакалавра, они могли поехать учиться в любой европейский университет. То, что выпускник приходил сразу с двумя дипломами, удовлетворяло и работодателей.

Мне кажется, так российская система образования могла сохранить своеобразие, но, к сожалению, страна пошла по другому пути. С нынешнего года все вузы перешли на подготовку бакалавров (в ТГУ остался лишь небольшой перечень программ подготовки специалистов – клиническая психология, компьютерная безопасность, дирижирование и т.д.). Схема «4+1» сохранится, пока не закончат учебу студенты, поступившие в прошлом году.

Но дело в том, что за рубежом бакалавриат дополняется развитой системой профессионального образования в рамках корпораций, причем доучиванием выпускников университеты и работодатели занимаются совместно. У нас же это только начинает складываться в некоторых крупных корпорациях, например в Газпроме.

С другой стороны, озвучена идея распространить бакалавриат на техникумы и колледжи. Я вижу в этом большую опасность. Думаю, поднять престиж среднего профессионального образования, снизив престиж высшего, – не лучший подход.

В выигрышном положении оказались вузы, заранее предусмотревшие и аккредитовавшие по каждой программе бакалавриата программы магистерской подготовки. В ТГУ нынче прием в магистратуру увеличился более чем вдвое – с 265 мест до 544,

в 2012-м рассчитываем на рост в 3–4 раза. Количество мест на специалитет и бакалавриат в совокупности изменилось мало (уменьшилось на 33 места из 1 766).

То, что сейчас разделяются профессиональные, общекультурные, мировоззренческие и коммуникационные компетенции, на формирование дисциплин и методик преподавания повлияет, вероятно, положительно. Но нужно менять идеологию – и это самое сложное. В том числе и психологически: представляете, каково преподавателю, элективный курс которого выберет мало студентов при ажиотажном спросе на курс коллеги по кафедре? Но, думаю, это повысит качество образования.

Среди очевидных плюсов многоуровневой системы я бы назвал академическую мобильность и доступность зарубежного образования (например, у нас в университете интенсивно развивается двойная магистратура – с французскими, бельгийскими, английскими и китайскими вузами). Усилится и преподавательская мобильность, между университетами повысится конкурентность и одновременно произойдет сближение, возникнет единое научно-образовательное пространство. У студентов появится возможность продолжить обучение не только в другом вузе и даже стране, но и обучаться в магистратуре, не связанной с направлением бакалавриата. То есть возможностей для обучения умных, талантливых, ищущих себя и амбициозных людей становится гораздо больше.

Минусы: не вполне сложившаяся готовность к бакалавриату рынка труда, работодателей, родителей абитуриентов, законодательства. Распространение бакалавриата на среднее профессиональное образование. Несформированная система корпоративного образования. Но, вероятно, за ближайшие три-четыре года многое еще скорректируется.

«Переход добавит нам работы»

Андрей Михайличенко, проректор по учебной и воспитательной работе ТГПУ:

– По педагогическому образованию существует два стандарта: предполагающий один профиль – четыре года обучения, два профиля (например, физика и математика, химия и биология) – пять лет.

В ТГПУ половина студентов, окончивших бакалавриат, могут пойти доучиваться на бюджетные места в магистратуру. То есть в среднем по вузу получается то же самое количество преподавательских человекочасов, что было при специалитете.

Структура и требования к учебному процессу почти не изменились. Но раньше стандарты предполагали 50% аудиторного обучения и 50 самостоятельного, сейчас же для бакалавров предусмотрено 40% аудиторных занятий и 60% – самостоятельных.

Но главное – изменился подход. Раньше 75% стандарта составляло содержание дисциплины, то есть прописывалось, каким должен быть учебный процесс. Сейчас есть название дисциплины и компетенции, которыми должен обладать выпускник. То есть поставлена цель, а механизмы ее достижения должен найти преподаватель, кафед-

ра, факультет… Не надо старое пятилетнее содержание упихивать в четыре года, а вдумчиво и концептуально подойти к осмыслению этих новых компетенций. Кстати, стандарты будут меняться каждые пять лет, соответственно, будут меняться и компетенции…

Понятно, что преподаватели будут тратить заметно больше времени и труда, творчества на подготовку, несмотря на некоторое снижение аудиторного времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 5 =