Хозяйственность в дефиците

По мнению участников общественных слушаний по проекту регионального бюджета на 2012 год, нашему ЖКХ недостает денег, а собственникам жилья – жадности

Приземленная и скучная на слух аббревиатура «ЖКХ» весьма значима для горожан, поскольку является отраслью жизнеобеспечения. В течение многих исторически-бесхозяйственных десятилетий здесь копились проблемы. Сети ветшали, жилищный фонд старел – и мы пришли к состоянию, когда поправить дело одними лишь организационно-техническими и управленческими решениями уже невозможно. ЖКХ требует вложения средств. И очень больших.

– На модернизацию коммунальной инфраструктуры в Томской области необходимо порядка 40 млрд рублей, – сообщил участникам прошедших в среду, 27 июля, общественных слушаний в рамках проекта «Народный бюджет» Сергей Автомонов, советник губернатора по вопросам развития ЖКХ. – Эта цифра озвучена в послании губернатора Виктора Кресса депутатам Законодательной думы Томской области. Сейчас формируется долгосрочная целевая программа модернизации коммунальной инфраструктуры области…

О том, что модернизация ЖКХ имеет все основания стать одним из главных приоритетов на ближайшие годы, говорит и тот факт, что более половины обращений граждан в общественные приемные и приемные чиновников различного уровня посвящены именно коммунальным «болячкам».

Обсуждение регионального бюджета ЖКХ на 2012 год началось с оценки финансовых реалий: в консолидированном бюджете области 2011 года утверждены расходы на него в объеме 3,76 млрд рублей (помимо собственно жилищного и коммунального хозяйства это расходы на благоустройство (более 1/3), в основном дороги, а также строительство инфраструктуры для ТВЗ и новых жилых домов). При этом нужно признать, что год от года текущее финансирование отрасли снижается: 2008 год – 4,79 млрд рублей, 2009-й – 4,59, 2010-й – 4,4 млрд. По областной целевой программе «Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006–2010 годах» в 2008–2010-м выделялись средства весьма скромные: 169 млн за три года (к сожалению, в 2009–2010-м программа не была полностью профинансирована).

Выручали беспрецедентные федеральные вливания. Например, финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ. На капремонт многоквартирников в 2008–2011 годах область получила 1,203 млрд рублей, с учетом софинансирования местных бюджетов и собственников жилья сумма составила более 1,56 млрд, благодаря этому уже капитально отремонтированы 907 домов, в настоящее время ремонтируются еще 30. На переселение граждан из аварийного жилья из этого же фонда в регион поступило более 900 млн рублей – новоселами стали (или вот-вот станут) более 3 тыс. человек.

Все понимают: в ЖКХ можно и нужно привлекать инвестиции. Иногда это удается: например, с участием средств инвестора модернизированы системы теплоснабжения в Колпашеве и Асине, в Белом Яре угольная котельная переводится на древесную щепу, которой там в избытке; построена угольная котельная в поселке Улу-Юл, в Первомайском запущена децентрализованная локальная станция очистки воды. Но, к сожалению, инвестиционно привлекательных проектов и направлений в ЖКХ мало…

Поэтому присутствовавшие на слушаниях представители отрасли и говорили о том, что ЖКХ как воздух нужна долгосрочная целевая программа модернизации инфраструктуры, региональная система капремонта жилищного фонда (федеральная скоро закончится), проработка механизмов государственно-частного партнерства, меры по укреплению кадровой политики.

Но главное – необходимо повышать ответственность собственников за состояние жилья.

Три этапа, три составные части…

Александр Куприянец, руководитель фракции «Единой России» в Законодательной думе Томской области, куратор проекта «Народный бюджет»:

– Предложения, которые звучат на общественных слушаниях, войдут либо в «Народный бюджет», либо в «Народную программу». Этап обсуждения по отраслевым площадкам завершится в ближайшие дни. Второй этап – общественная экспертиза муниципальных социальных проектов на слушаниях в Координационном совете ОНФ. Третий этап – проведение сходов граждан в муниципалитетах, обсуждение муниципальных бюджетов. Все это нам предстоит осуществить до декабря, но работа над некоторыми проектами, вероятно, продлится и до весны будущего года…

Сказано

Анатолий Воронцов, директор саморегулируемой организации НП «Томская областная организация предприятий жилищного комплекса»:

– Большая проблема – ветхие малобюджетные дома небольшой этажности. Стоимость поддержания этих домов в надлежащем состоянии очень высокая, а сборы небольшие. И жильцы никогда не примут решение о финансировании из своего кармана текущего ремонта в полном объеме, какой требуется, чтобы привести их дом в нормальное состояние. Мы предлагаем рассмотреть возвращение 30-й статьи, то есть дотаций управляющим компаниям, обслуживающим такие дома, – по аналогии с энергоснабжающими организациями, которые получают возмещение части расходов при выравнивании тарифа в той или иной местности. Либо для ветхого малобюджетного фонда нужно создавать муниципальную управляющую структуру с отдельным финансированием. Субсидии, субвенции – варианты могут быть разные. Но пока такие дома заставляют УК вести перекрестное финансирование малобюджетных домов за счет доходных, а это неправильно.

 

Чингис Цыренжапов, руководитель лаборатории экономико-правовых исследований в сфере жилищно-коммунального и финансового хозяйства ТГАСУ:

– Самая актуальная проблема – воспитание заказчика услуг ЖКХ, то есть собственника жилья, хозяина. Ему не хватает не только знаний законодательства, но и упорства в отстаивании своих прав, здоровой жадности, рачительности, прагматизма… Нужна система жилищного просвещения.

В связи с появлением 123-ФЗ и серьезными изменениями в Жилищном кодексе нам предстоит создать в Томске около 5 тыс. общественных советов многоквартирных домов. Этих людей надо обучать. В Новосибирске действует целевая программа «Управдом» с финансированием 20 млн рублей на три года, цель которой – подготовить 10 тыс. руководителей многоквартирных домов. Подобная программа нужна и нам.

Нужно развивать саморегулируемые организации УК, ассоциации ТСЖ и советы многоквартирных домов. Тогда мы получим три главных экспертных источника, необходимых для эффективного управления жилищным фондом. Сторонам останется сесть за стол переговоров вместе с властью, ресурсоснабжающими организациями и выработать общие подходы.

 

Ольга Давыдова, председатель Томской областной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения:

– Инвестор не спешит вкладывать в ЖКХ деньги, потому что сроки окупаемости очень большие. Необходимо бюджетное софинансирование, только тогда что-то сдвинется.

Все усилия сейчас направлены на снижение стоимости коммунальных услуг, откуда же будет прибыль у предприятий? Кадровая проблема в ЖКХ обусловлена низкой зарплатой и небольшим социальным пакетом, причем социальная программа в коллективных договорах ежегодно уменьшается. Насколько я знаю, только в «Горсетях» зарплата на уровне среднеобластной. Отрасль становится непривлекательной для молодых специалистов.

 

Василий Неверов, глава администрации Октябрьского района:

– В результате прошедшего на днях ливня затоплено около 100 крыш и 40 подвалов из 743 многоэтажных домов в Октябрьском районе (примерно трем сотням из них более 50 лет). Заканчивается срок эксплуатации более чем полусотни лифтов… При этом около 30% жильцов имеют низкие доходы. Так что сами свои дома ремонтировать они не смогут, хотя квартиры и приватизированы. Нужна региональная программа по капремонту объемом примерно 500 млн рублей взамен заканчивающейся федеральной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =