О слоях износа и допущенных ошибках при ремонте томских дорог

 

Владимир Ефименко, декан дорожно-строительного факультета, заведующий кафедрой «Автомобильные дороги» ТГАСУ, д.т.н., профессор:

– С тех пор как год назад на томских дорогах стали устраивать слои износа по технологиям «Сларри Сил» и «Чипсил», самый распространенный вопрос студентов, друзей и знакомых: «Не нарушается ли технология?» От вопроса и объяснений устал: есть нарушения и в технологии, и в организации работ.

После анализа дорожных работ, выполненных в прошлом году на пр. Фрунзе, я счел профессиональным долгом встретиться с Н.А. Николайчуком и заострить его внимание на возникшей проблеме. Технологию не критиковал, хоть это и не лучший вариант для города, но все же, при соблюдении ряда условий, эффект, в том числе экономический, от ее применения можно получить. С мэром мы говорили о необходимости выполнения работ по инструментальной диагностике улично-дорожной сети, об обоснованности принятых в то время технических решений. Подробно обсуждали организацию ремонтных работ на улицах и дорогах города (установка дорожных знаков, возможность предварительного моделирования перераспределения транспортных потоков и изменения суточного времени осуществления работ и роли соответствующих служб ГИБДД). Ушел от Николая Алексеевича с чувством выполненного долга, с надеждой, что власть не будет пренебрегать мнением специалистов. Увы…

Конечно, в течение двух последних лет не раз беседовал с производителями работ по ремонту городских магистралей, выслушивал объяснения причин отсутствия качества. Оказывается, «водители не соблюдают скоростной режим, поэтому только что уложенный щебень и выбивает» или «для качественного выполнения работ необходимы более существенные финансовые вливания»… Странные объяснения, не правда ли?

Эффективность применения современных технологий устройства слоев износа покрытий дорожных одежд с применением битумных эмульсий показана в работах зарубежных и отечественных специалистов (начиная с 30-х годов прошлого столетия). Но применять литые эмульсионно-минеральные смеси при ремонте дорог города необходимо с соответствующими обоснованиями. Первое, что нужно было сделать заказчику, – заказать и выполнить работы по диагностике улично-дорожной сети (хотя бы для планируемого на год объема ремонтных работ). Выяснив техническое состояние улицы или дороги (прежде всего – земляного полотна, слоев дорожной одежды), рассмотреть варианты возможных конструктивно-технологических решений для приведения в соответствие показателей ее эксплуатационного состояния. Понятно, что для Томска с ограниченным бюджетом необходим выборочный ремонт: где-то асфальтирование, где-то устройство защитных слоев. Но, прежде чем укладывать материал защитного слоя на существующее покрытие, нужно устранить все обнаруженные при диагностике дефекты (трещины, выбоины и т. д). В этом случае консервация существующего покрытия шероховатым ковром продлит срок службы дороги на несколько лет (по оценкам специалистов, на два–три года). При разработке технологической схемы производства работ необходимо предусмотреть мероприятия по ограничению движения на участке дороги. Работы можно выполнять в ночное время, когда интенсивность движения низка. Действующие в РФ правила и нормы требуют ограничений в движении транспорта при устройстве защитных слоев на весь период формирования слоя (до тех пор пока щебень не займет устойчивое положение в слое и не прекратится его выкрашивание). В Томске все с точностью наоборот. Поэтому и идет «отстрел» каменного материала, а водители несут убытки. Они, в случае чего, и окажутся крайними, хотя претензии нужно предъявлять заказчику и подрядчику, допустившим брак на дорогах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × два =