Парапланерист Иван Кравцов рассказал «Ежу», что такое небо
Учебный день в индийской школе в самом разгаре: математика, география, индийский язык… Лень и скука. Изнывая от жары, индийские ребятишки вглядывается в изумрудную даль школьного двора:
— Смотрите! — вдруг кричит кто-то.
Ребята срываются с мест и устремляются сначала к окну, а затем как горох высыпают на школьный двор.
Сюда прямо с неба только что приземлился молодой человек. Он пытается выпутаться из-под окутавшего его цветного купола, упорно воюя со стропами. Таинственного незнакомца тут же берут в оцепление солдаты национальной индийской армии. К небесному человеку так просто не подступиться и кусочка цветной тряпочки не оторвать. Кто он? Шпион? Секретный агент?
Нет — студент 4-го курса радиоконструкторского факультета ТУСУРа Иван Кравцов, участник предкубка мира по парапланеризму, который прошел в конце октября в индийских Гималаях.
***
Впервые подняться в небо на параплане Ивану Кравцову довелось в 6 лет — вместе с собой в полет его взял отец. В 12 Ваня летал уже сам.
— Признаюсь честно, я не очень хорошо помню свой первый полет, наверное, из-за сильного страха, — предполагает он. — Помню только приближающийся снег, землю и себя на земле. Но когда я чуть-чуть отошел от шока, понял, что небо — это мое, а на полеты на параплане я просто «подсел».
Когда Ваня, выросший в Саяногорске, поступил на 1-й курс ТУСУРа, его летный стаж уже был приличным. Родители даже запретили ему брать с собой оборудование для полетов на параплане — боялись, что, залетавшись, забросит учебу.
— Приходилось тайком от них ходить в местные парапланерные клубы, — ухмыляется Кравцов. — Просить крыло полетать.
***
В 2007 году, когда позади остались 1-й и 2-й курсы, Ваня взялся за организацию парапланерного клуба в родном вузе.
— Вдруг появилось желание подарить ощущение полета другим людям, поделиться своими навыками, — поясняет он.
В письме на имя ректора с просьбой помочь в организации клуба и закупке оборудования Ваня вспомнил и славные страницы сверхлегкой авиации в ТУСУРе — в свое время вуз славился сильным клубом дельтапланеристов. Напомнил и про позитивный имиджевый эффект — на все крылья, закупленные на деньги университета, нанесена символика ТУСУРа.
Клуб парапланеристов «Поднебесье» уже выпустил 10 пилотов параплана, имеющих 3-й спортивный разряд. Сейчас Ваня планирует провести очередной набор курсантов. Среди них, кстати, встречаются не только студенты, но и совсем взрослые люди.
— Поначалу я опасался, будут ли меня, студента, всерьез воспринимать на занятиях, — признается Кравцов. — Но потом понял, что все зависит от того, как себя поставить. У нас все четко. Я инструктор, и мои команды и рекомендации нужно исполнять.
***
Парапланерный спорт попадает в разряд экстремальных. В небе пилот может испытать неописуемые эмоции, пощекотать нервишки, но и поплатиться за возможность почувствовать себя «человеком летающим» можно жестко.
— Этот спорт не для всех, — говорит Иван. — Человек, который хочет научиться летать на параплане, должен быть готов к тому, что случиться с ним может всякое. Самые распространенные травмы в парапланеризме — ушибы, но могут быть и компрессионные переломы позвоночника.
Ване тоже случалось ударяться позвоночником, благо несильно. Доводилось выбивать палец… На этом реестр травм за 10-летний летный стаж заканчивается.
— Все дело в правильном подходе к парапланерному спорту, — объясняет Кравцов. — Если четко следовать правилам безопасности, иметь трезвую голову на плечах, то этот спорт очень даже безопасный, романтичный и красивый.
***
Еще пару лет назад Ване казалось, что парапланеризм — увлекательное хобби. Теперь он мечтает летать профессионально. На соревнованиях в Индии стал 26-м из 80 участников. В российском рейтинге парапланеристов он пока лишь 20-й.
— Чтобы подниматься по этому рейтингу выше, нужно постоянно выезжать на соревнования, — вздыхает Иван. — А это деньги.
Пока с поездками помогает родной университет. Ваня, в свою очередь, внедряет на томский рекламный рынок новую услугу — размещение рекламы на крыле параплана.
— Ведь пока параплан — это экзотика, — рассуждает он. — Яркий купол в небе приковывает к себе взгляды прохожих. Если рассматривать мировую практику, многие известные спортсмены летают со спонсорской рекламой на своих крыльях.
Ежу понятно
Профессиональному парапланеристу даже в голову не придет сравнить параплан и парашют. Другое дело — люди от легкой авиации далекие.
— Парашют — это средство спасения, — тактично пояснил «Ежу» парапланерист Иван Кравцов. — Сначала ты летишь в свободном падении, а потом, чтобы с меньшей скоростью приземлиться, раскрываешь парашют. Параплан же, наоборот, создан для того, чтобы парить, набирать большие высоты, преодолевать длинные маршруты. Парашют на ВИД более грубый, на ОЩУП примерно одинаковый, как матрас, параплан — мягкий(более изящный, аккуратный, но не мягкий), «парючий». На парашютах прыгают с самолета. На парапланах(летают с гор, не прыгают, а летают) — с гор.
Ссылки по теме для заинтересованных: www.paratomsk.ru