Крепость берут штурмом

 

Ожесточения грядут на рынке продажи алкоголя  

Поправки в закон, ограничивающий продажу алкогольных напитков с содержанием спирта выше 15 градусов, обсуждаются в Государственной думе Томской области. Насколько эти поправки серьезны, можно судить хотя бы по тому, что на прошлой неделе вопрос в последний момент был снят с повестки общего собрания Думы и возвращен на рассмотрение комитетов. То есть и администрация области, и депутаты взяли дополнительное время на поиск более оптимального соотношения между заботой о физическом и психологическом здоровье граждан с одной стороны, а с другой – социально-экономическим здоровьем розничной торговли и, как ни парадоксально, опять-таки здоровьем граждан. Но перспектива выхода на золотую середину проблематична.

Демография против бутылки

 Сегодня продажа крепких напитков свыше 15 градусов запрещена в местах массового скопления граждан (парки, зоны отдыха, вокзалы и т.д.), а также с 23.00 до 8.00 в магазинах, расположенных во встроенных и пристроенных к жилым домам помещениях. К этим ограничениям предлагается добавить еще два. Во-первых, запретить продажу крепкого алкоголя планируют в торговых павильонах, которые находятся на остановках и в радиусе 10 метров от них. Во-вторых, предполагается введение полного запрета ночной торговли крепкими напитками во всех магазинах независимо от их расположения.

В основе этих предложений – демографическая концепция России, включающая в том числе и меры по снижению потребления алкоголя. Показательно, например, что в декабре прошлого года из правительства РФ на имя губернатора Виктора Кресса пришла телеграмма, в которой указывалось на необходимость ужесточения правил продажи крепких напитков.

С другой стороны, поправки в закон, призванные ограничить потребление алкоголя и улучшить демографическую ситуацию, обязательно приведут к негативным экономическим и социальным последствиям. Так, по данным областного департамента потребительского рынка, в области произойдет сокращение товарооборота на 2 млрд рублей, сократится и количество рабочих мест (на 1900), а сумма недополученных налогов составит 3 млн рублей (на одном из комитетов областной думы прозвучала другая, в разы большая сумма бюджетных потерь – 50 миллионов).

Кстати, несколько лет назад при разработке областного закона об ограничении продажи алкоголя остановки общественного транспорта уже хотели включить в перечень запрещенных мест. Но не включили из-за сопротивления муниципалитетов (в основном – мэрии Томска), которые доказывали, что это приведет к серьезным бюджетным потерям и росту безработицы.

 Крест на торговле

 От дополнительных запретов пострадает в первую очередь малый бизнес. Крупных торговых сетей они почти не коснутся. (К примеру, «Абрикос», «Поляна» и «Быстроном» закрывают двери в десять часов вечера, «Лама» – в 23.00, круглосуточно работает, пожалуй, только «Холидей» на ул. Красноармейской).

– Ночная торговля алкоголем добавляет 20% товарооборота в зимнее время и 30–35% в летнее. Конечно, это существенная доля прибыли для владельцев магазинов, – говорит Николай Макаренко, заместитель начальника областного департамента потребительского рынка.

Больно ударит по малому бизнесу и федеральный закон № 374, вступивший в силу с 29 января: он вводит государственную пошлину при получении лицензии на реализацию алкогольной продукции. Если ранее сбор в Томске был установлен в размере 2000 рублей в год (выплачивался единовременно за 5 лет – 10 тысяч), то госпошлина составляет 40 тыс. рублей за каждый год деятельности (то есть 200 тысяч за 5 лет).

Специалисты констатируют: эта мера сильно отразится на розничной торговле, особенно на владельцах единичных магазинов. А сочетание жестких поправок в областной закон и новой госпошлины может поставить крест не только на ночной торговле алкоголем, но и на круглосуточной торговле вообще.

– Запрети нам продавать алкоголь, и магазина не станет, – уверены Людмила и Елена, продавцы торгового павильона на остановке «Дом книги».

 «Шуршунчики»

 В этом павильончике добрая половина ассортимента – алкоголь. Вино на розлив, дешевая водка, бурбон, мадера, портвейн – незатейливые крепкие напитки за 40–50 рублей пользуются самой большой популярностью. За годы работы здесь сформировался вполне определенный социальный круг постоянных клиентов. Балансирующие на грани бедности пожилые люди, трудяги, тихие пьяницы. Они знают продавщиц по именам: Людмила и Елена для них – как старые знакомые. Продавщицы между собой ласково называют таких клиентов «шуршунчиками». Пьют эти люди немного: стаканчик-другой вина на розлив. Приходят в павильон для того, чтобы встретиться с такими же – старыми, забытыми, одинокими. Промочить горло. Поговорить о жизни.

– Если мы закроемся, наш «шуршунчик» не пойдет за бутылкой портвейна в «Абрикос», – говорит Елена. – А если пойдет, кто его туда пустит? Тут же охранники вытолкают. Да и есть ли в «Абрикосе» доступный «шуршунчику» портвейн? В общем, он пойдет к соседке двумя этажами выше, купит у нее самогон или технический спирт. И умрет, одинокий, в своей квартирке. Когда запах станет отчетливым, дверь взломают…

Эмпирические выводы продавщиц подтверждает главный врач областного наркологического диспансера Елена Редченкова:

– Я не являюсь сторонником кардинальных мер решения проблемы: считаю, если полностью прекратить продажу алкоголя ночью, то эту нишу тут же займут те, кто на этом будет зарабатывать. Резко вырастет предложение некачественного алкоголя: из-под полы в магазинах, в домах, в такси – все это мы проходили. Если уж человек привык выпивать, то пусть у него будет возможность купить алкоголь, но в магазинах, которые находятся под контролем и которым предъявляют серьезные требования по качеству продукции.

 Правила не для чая с сахаром

 В то же время, как говорит Елена Редченкова, ограничения по продаже алкоголя действительно нужны:

– Если не ограничивать людей, потребление алкоголя будет безмерным. Наша страна – яркий тому пример. В начале 1990-х мы выпустили джинна из бутылки. Загнать его обратно, после 20 лет лоббирования интересов производителей алкоголя, не так-то просто. Но хотелось бы обойтись без кавалерийских наскоков 1985 года. Стране необходима эффективная программа по борьбе с пьянством: решение вопросов «алкоголь и дети», «алкоголь и водитель», «алкоголь и женщина», «алкоголь и рабочее место». И самое главное – государственное регулирование продажи алкоголя. Нельзя продавать алкоголь по тем же правилам, что чай или сахар, ведь это продукт, который воздействует на организм человека, вызывает изменение сознания и привыкание.

К чему в итоге придут разработчики поправок в областной закон, станет ясно на ближайшем заседании Госдумы ТО. Но уже понятно: для нахождения баланса между здоровьем граждан и здоровьем рыночной торговли выводы должны быть сделаны максимально трезвые.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + семь =