Малый и средний бизнес выжил во время кризиса. И что же дальше?

Внимательно прочитал материалы круглого стола («ТВ» от 28 января). Разделяю стремление газеты выявить узловые причины, сдерживающие развитие предпринимательства в нашей области. Убежден в том, что широкое участие общественности, власти, бизнеса в подобных дискуссиях поможет не просто очертить круг острых проблем, но и найти инструменты их решения.

Надо отдать должное администрации области и Государственной думе Томской области – сегодня они действительно делают много реальных шагов в поддержку малого и среднего бизнеса. Но при этом в стране продолжают принимать очень неудобные для малого бизнеса законы. Судите сами: в последнее время в 2,5 раза выросли страховые взносы, транспортный налог, земельный налог (следствие завышения кадастровой оценки). С 2011 года ожидается повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в 2,5 раза. (Многие предприниматели уже поговаривают о том, что будут закрывать свое дело).

Кроме того, есть еще масса проблем, сдерживающих развитие бизнеса. В первую очередь – банки и монополии.

У предприятий три источника для развития и модернизации: прибыль, амортизация и заемные средства. Прибыль в сельской местности очень маленькая – в основном рентабельность составляет 1–2%. Амортизации нет, так как основные фонды отсутствуют (многие работают на аренде) или они с полным износом. Кредиты банков недоступны из-за коротких сроков погашения и высоких ставок. Отсюда вытекает фундаментальная проблема – отсутствие в стране системы кредитования «длинными и дешевыми» деньгами. Спрашивается, на что развиваться?! Поэтому имеем то, что имеем – черную доску отсталых, полуживых-полумертвых предприятий.

Теперь о монополиях. В прошлом году комбинат кооперативной промышленности Асиновского райпотребсоюза перевел учет электроэнергии на ночной и дневной тарифы. А в этом году ночной тариф вырос в два раза – вот тебе и «экономия», и незапланированные расходы! А в целом тарифы на услуги монополий в течение года возрастают на 25–30%. Как малому бизнесу компенсировать растущие затраты?! Цену невозможно повысить из-за низкого дохода населения и ограничения рентабельности органами власти. Короче говоря, круг замыкается…

А еще продолжает усложняться правовое поле и ужесточаются требования к ведению бизнеса, и это тоже ведет к увеличению издержек. Яркий пример – техрегламент на молоко. При этом новые законы в большинстве своем туманны, расплывчаты, двусмысленны. Поэтому малый бизнес беззащитен перед проверяющими органами – закон можно трактовать по-разному, и случаются ошибки из-за сложности правоприменительной практики. Или отсутствия юридической службы, которая не по карману малому бизнесу.

Подзаголовок материала о кругом столе гласил: «Малый и средний бизнес выжил во время кризиса. Что дальше?» В самом деле – что?

Думаю, в таких условиях новой предпринимательской волны, аналогичной началу 1990-х годов, не будет. Более того, многие предприниматели уже поговаривают о том, что будут закрывать свое дело. А без притока налогов от малого бизнеса невозможно обеспечить доходную часть областного бюджета. В январском номере газеты «Экономика и жизнь» опубликованы данные, подтверждающие правоту моих слов. За 2009 год в сравнении с 2008 годом в стране уменьшилось количество действующих малых предприятий, а также открываемых.

Вывод. Время требует дальновидных, нестандартных, системных, по-настоящему умных действий по поддержке малого бизнеса. Я дважды пытался добиться принятия решения о проведении парламентских слушаний по проблемам малого бизнеса Томской области…

Олег Громов,

председатель Асиновского райпо, депутат Государственной думы Томской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × два =