Системный сервис

В больнице номер 2 старые традиции сочетают с новыми подходами

Это лечебно-профилактическое учреждение на улице Карташова известно томичам как «обкомовская», или «облисполкомовская» больница. Когда-то оно действительно обслуживало руководителей и сотрудников партийных и государственных органов, заводских и вузовских парткомов, руководителей минимум районного ранга и выше. То есть номенклатурную и ведомственную элиту. Отношение к пациентам, обеспеченность медицинским оборудованием, стационарные и поликлинические условия здесь соответствовали высокому статусу. Клиенты престижного учреждения не знали, что такое очередь в регистратуру или к узкому специалисту, никогда не слышали грубого слова от персонала, их не гоняли из кабинета в кабинет, не вынуждали подолгу дожидаться результатов анализа. «Обкомовская» была олицетворением совершенного, идеального ЛПУ. Подобный идеал обещали всем советским гражданам, но попадали в него только избранные. Ветры перемен изменили порядок вещей. Сегодня стационар и поликлиника доступны практически каждому томичу, имеющему полис ДМС или ОМС. При этом качество обслуживания и отношение к пациентам остались прежними.

– Мы не просто сохраняем, мы культивируем те традиции, которые были заложены в нашем ЛПУ в советские годы, – рассказывает главный врач больницы Николай Зенкин. – Без всякого пафоса могу констатировать, что мы и сейчас – образцовое ЛПУ. В 80-е годы прошлого века ВОЗ признала советскую систему здравоохранения лучшей в мире за системный подход к лечению и профилактике. В этом смысле нас можно назвать очагом социализма: наша генеральная концепция направлена как раз на сочетание лечения и профилактики.

Приверженность традициям отнюдь не означает, что больница остановилась в развитии. Нет. Она активно движется вперед, внедряет самое современное оборудование, разрабатывает новые технологии обслуживания. И все это – вот в чем традиция! – в интересах пациентов. Например, в последние два года здесь ведется активная подготовка к внедрению уникального программного продукта, направленного на усовершенствование работы регистратуры.

– Если театр начинается с вешалки, то поликлиника – с регистратуры, – объясняет главврач. – Человек должен проводить там минимум времени и получать максимум нужных ему сведений. С этой целью мы заказали и, надеюсь, в феврале завершим внедрение программы электронного информирования клиентов в режиме онлайн.

В принципе, единая информационная сеть, объединяющая регистратуру, подразделения поликлиники и медицинских специалистов, для Томска не новость. Во многих лечебных учреждениях подобное либо уже есть, либо вот-вот появится. В поликлиническом отделении второй больницы пошли дальше: каждый пациент, по словам Николая Зенкина, получит индивидуальную пластиковую карточку со штрих-кодом, позволяющим идентифицировать клиентов по категориям и льготам. Пришел, скажем, ветеран боевых действий или ликвидатор Чернобыльской аварии в поликлинику, обратился либо в регистратуру, либо в информационный киоск, компьютер тут же установил, что он получатель льгот, значит, его обслуживание и в лаборатории, и у специалистов должно пройти в привилегированном режиме. С учетом этого обстоятельства двери всех кабинетов открыты льготнику в первую очередь. Можно записаться на прием вообще не выходя из дома: ввел свои данные на сайт поликлиники, указал доктора, к которому хотел бы попасть, желательное время посещения и тут же получил талончик на собственном принтере. Удобная процедура для обладателей компьютерной техники, работающая по аналогии с приобретением электронных билетов на самолет. Явные плюсы для клиентов – быстрота, легкость, отсутствие нервотрепки. Плюс для ЛПУ – контроль и учет количества и качества оказанных услуг (все это тоже заносится в единую электронную базу данных).

Проект руководства ЛПУ по реорганизации работы регистратуры можно было бы принять за красивый прожект, если бы не успешное выполнение других не менее амбициозных планов. Вот, скажем, стремление по-прежнему быть лидером в техническом оснащении среди лечебных учреждений города. В условиях хронического дефицита денег! Глобального финансового кризиса! И что? Очень даже получается. Нигде больше (кроме специализированного онкодиспансера) вы не найдете такого современного маммографа, как здесь. Врач-рентгенолог кандидат медицинских наук Ольга Тонких перечисляет достоинства недавно полученного дорогостоящего (9 миллионов рублей!) уникального комплекса: «цифра» позволяет за одну вспышку увидеть всю структуру обследуемого органа – кожу, мягкие ткани, лимфатические узлы, сосуды, передать 50 тысяч оттенков серого цвета (обычный человеческий глаз воспринимает не более 1800), варьировать изображение на мониторе в любом размере и ракурсе, и при этом организм получает минимальную лучевую нагрузку. А рентген-аппарат?! Легкое нажатие кнопки на дистанционном пульте управления – и белоснежный агрегат опускается, поднимается, наклоняется под нужным углом, крутится как карусель. Пациенту удобно: аппарат сам под него подстраивается. И врачу хорошо: виден весь организм. «Возможности колоссальные, – восхищается Ольга Сергеевна. – Я вижу на экране, например, межпозвонковые диски до мельчайших подробностей».

Где же руководство ЛПУ находит средства на приобретение столь совершенной, штучной аппаратуры? Что-то получено на федеральные деньги, что-то приобрел муниципалитет. Что-то куплено и оборудовано на финансы меценатов, которые в благодарность за поддержку попадают в список ВИПов (в этом нет никакой дискриминации по отношению к другим пациентам: они ведь тоже пользуются тем, что повышает уровень сервиса за счет спонсорских вливаний). Энергичные действия главврача и его коллег по ЛПУ приносят ощутимые плоды. На средства, полученные больницей от платных услуг и ДМС, удалось, к примеру, оборудовать приличную водолечебницу, в которой можно принять соляную и жемчужную ванны (хороший эффект при остеохондрозе), подводный и циркулярный душ-массаж, душ Шарко и «нижний» массаж (при заболеваниях таза). Эти услуги, поясняет старшая медсестра Елена Полозова, не входят в программу госгарантий, поэтому они платные. Так как при применении этих процедур возможны противопоказания, то необходима предварительная консультация врача.

Сейчас при поликлиническом отделении создается центр «Здоровье» в рамках одноименного приоритетного национального проекта. Предполагается, что посещать центр будут исключительно здоровые люди. Для чего? Для того, чтобы получить информацию о состоянии своего организма. В этом, по мнению главврача, будут заинтересованы работодатели, страховые компании, да и самим наемным работникам не лишне знать, какое место их показатели занимают в классической шкале здоровья и какие профилактические меры нужно принять, чтобы держаться на уровне. К их услугам – диагностическая база, все необходимые специалисты и прекрасные условия для проведения профилактических мероприятий. Захочешь быть здоровым и профессионально востребованным – пойдешь в центр.

В конце января 2010 года под административное крыло бывшей «обкомовской» перевели вторую городскую поликлинику, расположенную на улице Гагарина. Контингент обоих учреждений, утверждает Николай Зенкин, от этого только выиграет. И без того хорошо налаженная межведомственная кооперация (нет своего кардиолога – направили пациента в кардиоцентр, нужна консультация ревматолога – обратились в первую поликлинику) станет еще лучше. Отныне за счет объединения врачебного персонала решить проблему приема узким специалистом можно будет не за несколько дней, как было раньше, а буквально в течение дня. «Гагаринская» база данных войдет в общий программный продукт, что закономерно приведет к дальнейшему сокращению, а впоследствии к полному отсутствию очередей и в присоединенной поликлинике. Фантастика? Нет, реальная перспектива.

Такой вот «остров социализма» с элементами западного подхода к оказанию услуг существует в томском здравоохранении. Терапевт Марина Рычкова, три года работающая в «обкомовской», сравнивая положение дел в ЛПУ номер 2 и в аналогичных дальневосточных учреждениях, утверждает, что первое – это цивилизация, второе – мезозой. Марина Викторовна знает, что говорит: супруга военнослужащего, она поездила по стране и может сравнивать со знанием дела. По ее оценке, такого высокого уровня технической оснащенности и обслуживания пациентов ей не приходилось видеть ни в одном другом лечебном учреждении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + десять =