Преданность делу

Учителем года стала педагог начальных классов школы № 40 Ольга Митрошенко

Когда она была школьницей, училась в профильном педклассе. Это дало ей фору при поступлении в Томский педагогический институт. Но живая работа с детьми нравилась ей больше зубрежки конспектов…  

На пятом курсе Ольге Митрошенко предложили взять класс, который остался без учительницы. Девушка засомневалась: впереди госэкзамен, диплом… Но после того как декан педагогического факультета разрешил ей свободное посещение занятий, она согласилась. И целый год жила в напряженном ритме: утром лекции в вузе, с обеда уроки в школе.

– Первое время было упоение работой, маленькая зарплата не смущала, – рассказывает учительница. – А когда появилась семья, нехватка денег стала угнетать. Я склонялась к тому, чтобы сменить сферу деятельности. Мне предлагали перепрофилироваться в психолога, обещали устроить в банк. Но не давала покоя мысль: как я оставлю класс? Сейчас подобные раздумья уже позади, появилась уверенность: учительство – это мое дело.

«Чемпион» и гуттаперчевая девочка

Класс Ольги Владимировны можно назвать сложным. Есть ребятишки из неблагополучных семей, дети с отклонениями в развитии. Более половины учеников имеют справки, освобождающие их от техники чтения, контрольных срезов и т.п. Арифметика для них – настоящая головоломка. Тетрадки с диктантами испещрены красной пастой. В дневниках – «лебеди». Ольга Владимировна поначалу ставила плохую успеваемость детей себе в вину. Страдала от этого. Потом стала мудрее: если ребенку не дается учеба, значит, у него есть другие таланты и способности.

– Я много внимания уделяю внеклассной работе, – говорит она. – Мы частенько проводим смотры-конкурсы, на них дети раскрываются прямо как бутоны. Есть у нас в классе один мальчик – он сильно заикается, плохо читает. Сначала его все дразнили. Но он вышел и продемонстрировал виртуозное владение мячом. Все с удивлением узнали, что мальчик – подающий надежды футболист. Теперь одноклассники гордятся им, называют «чемпионом». Есть также неусидчивая девочка-юла, знания едва тянут на троечку. Но она занимается художественной гимнастикой и способна сгибаться, как гуттаперчевая, вызывая у одноклассниц восхищение. Возможно, в будущем эти ребята не станут учеными, зато поднимутся на спортивный пьедестал. А моя задача сегодня – сделать так, чтобы они не чувствовали себя ущербными на фоне хорошистов и отличников.

Муки совести из-за двойки

Ольга Владимировна не забывает о своих учениках даже дома. Мало того, что она проверяет тетрадки, так еще постоянно отвечает на звонки взволнованных родителей: почему двойка, почему «неуд» за поведение? А порой и без подобных вопросов корит себя за то, что поставила ребенку плохую оценку.

– Понятно, за двойку даже самые любящие родители по головке не погладят. Но ведь есть и такие, которые хватаются за ремень, – возмущается учительница. – В моей практике был случай, когда мальчик пришел в школу весь в синяках и ссадинах. Оказывается, отец отругал и отлупил его за неуспеваемость. Меня потом долго мучила совесть. Теперь я нередко сама звоню родителям и объясняю, с чем не справляется их ребенок, на что им следует обратить внимание. Иногда советую показать ребенка врачу, записать к логопеду. Радует, что мамы и папы прислушиваются ко мне.

Ольгу Владимировну удручает и здоровье младших школьников. Она рассказывает, что, когда набрала первый класс и просмотрела личные дела детей, была потрясена: из тридцати ребят лишь один был полностью здоров. Остальные страдали сколиозом, близорукостью, другими заболеваниями. Именно поэтому она взяла себе за правило проводить на уроках физминутки и гимнастику для глаз. Благо, в этом ей активно помогает одна из родительниц, которая пишет стишки и сценарии для мини-зарядок.

Бумажная звезда за хороший поступок

Ольга Владимировна признается, что чувствует себя многодетной матерью: одного ребенка она любит как родного, к другому испытывает щемящую жалость… Но как учительница старается быть справедливой, в меру строгой и в то же время доброй. Ни в коем случае не позволяет себе унизить ребенка.

– Один мальчик раньше себя отвратительно вел: шумел на уроке, на перемене задирался, в столовой хлебом кидался. Но и в этом чертенке обнаружилось хорошее зерно, – вспоминает учительница. – Однажды в гардеробе все ребята пробежали мимо упавшей на пол куртки, а этот мальчик ее поднял и повесил. На классном часе я его похвалила. Он сначала даже не понял за что, а потом смущенно покраснел. Ему вручили большую бумажную звезду – награду за хороший поступок. Сорванец поцеловал ее и бережно вложил в дневник. И не поверите, с тех пор стал более спокойным и вежливым.

Ольга Владимировна не терпит никаких прозвищ, насмешек, а тем более издевок в детском коллективе. Поэтому ребята в ее классе дружны и горой стоят друг за друга. Учительница надеется, что они сохранят эту сплоченность до последнего звонка…

 Награждение победителей городского этапа конкурса «Учитель года – 2010» состоялось в минувший четверг, 11 февраля. Мэр Томска Николай Николайчук вручил сертификаты на получение денежных премий педагогам, занявшим места с первого по четвертое. Впереди у лучших городских учителей – областной этап всероссийского конкурса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 15 =