О непедагогических методах сбора средств на памятник учителю
Прошу перечислить мой дневной заработок в фонд строительства памятника учителю… Текст с таким заявлением, как рассказала «ТВ» педагог одной из гимназий, выдали всем работникам школы около трех недель назад.
– Мы стали возмущаться. Нам в ответ намекнули, что информация о сборе денег поступила свыше во все школы: «Мол, вы же понимаете, что премиальный фонд распределяется гороно, и от этого он тоже будет зависеть», – рассказывает Лидия Коновалова (по просьбе учителя фамилия изменена). – Потом сделали небольшую уступку – сумму пожертвования можно написать самому, но не менее 100 рублей. Мне кажется, иначе как цинизмом это не назовешь! Не было бы вопросов, если бы все это делалось добровольно.
О том, что в городе появится новый памятник, стало известно в прошлом году. Его установка приурочена к Году учителя, которым объявлен 2010-й. Скульптурная композиция появится в Университетской роще. По замыслу авторов, она будет изображать учительницу у доски и ученика за партой. Инициаторы сразу заявили, что на бронзовую скульптуру планируется собрать 4 млн рублей частных пожертвований.
На 15 февраля в фонд строительства памятника учителю от работников образования поступило чуть больше 30 тысяч рублей. Это средства, перечисленные из заработной платы через бухгалтерию учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Какая часть денег отдана добровольно, а какая добровольно-принудительно, можно только догадываться. А вот топорный подход к сбору денег, судя по всему, обеспечили директора ряда школ. Как заявили в городском департаменте образования, информационные листовки с предложением сдать на памятник «себе» действительно были разосланы во все школы, но о принуждении или каких-то санкциях и речи быть не может.
– Идея строительства памятника исходила от педагогического сообщества, но пожертвования – это отдельная идеология, – сказала «ТВ» начальник департамента образования Ольга Васильева. – Памятник – народный творческий проект, то есть любой человек может внести вклад в знак благодарности своим учителям. Предполагалось, что и педагогические коллективы примут участие. Но никакого приказа мы не отдавали и тем более не грозили наказанием.
– Да, было заявление, что желательно поучаствовать. Но без обязаловки, – подтверждает слова Васильевой директор одной из школ. – То, что предприняли некоторые мои коллеги, конечно, некрасиво. Думаю, с одной стороны, проблема в некоторой общей запуганности школ, а с другой – в высоком уровне исполнительности и, как говорится, любой ценой. Это с советских времен пошло: если сказали «желательно», значит надо всех заставить.
Томск не первый город, где возникли проблемы. В Воронеже и Ульяновске прославление педагогического труда едва не обернулось скандалом: профинансировать памятник учителю предложили самим работникам образования. И томские учителя надеются, что власти возьмут под контроль «добровольность» пожертвований.
Вместе с информацией о сборе средств на памятник учителю в школы поступило и другое письмо – о сборе средств на поздравление ветеранов войны.
– Может, хоть здесь обойдется без принудиловки, – надеется Лидия Коновалова и добавляет: – Пока информация об обязательности сборов и по этому пункту уже прозвучала.
Ольга Артемьева