Медико-экономический эгоизм

За экономию врачей пациент заплатил здоровьем

Судиться с медиками 41-летний Геннадий Петров из Первомайки решил не от хорошей жизни. После длительного лечения у местных эскулапов мужчина остался инвалидом. Результаты медицинской экспертизы, проведенной в рамках гражданского дела, указывают на то, что хирурги Первомайской ЦРБ были обязаны направить пострадавшего в ОКБ к травматологам-ортопедам. Вместо этого они трижды сами оперировали пациента. Неудачно.

Больного лечили упорно

Неприятности Геннадия Петрова начались с того, что мужчина сломал на работе руку. Травма оказалась комбинированной и очень сложной в плане лечения, но специалистов районной больницы, куда Геннадий обратился за помощью, это нисколько не смутило. Хирурги, объяснив пациенту, что без операции не обойтись, смело взялись за дело. Через неделю стало понятно, что полученный результат весьма далек от желаемого. Пошли на вторую операцию. Вновь без улучшений.

Геннадий Дмитриевич начал проситься в областную клиническую больницу. Вместо того чтобы дать пациенту направление в отделение травматологии и ортопедии, его прооперировали в третий раз.

Больше полугода мужчина пытался вернуть утраченное здоровье, лечился в стационаре и амбулаторно, прилежно выполнял рекомендации врачей, но лучше не стало. В итоге Петров сам обратился в ОКБ, где услышал знакомую фразу: «Нужна операция». Травматологи попытались исправить оплошность коллег из района, буквально заново слепили Геннадию Дмитриевичу руку, однако вернуть утраченное здоровье уже не представлялось возможным. По прошествии нескольких месяцев мужчина был признан инвалидом.

У Петрова накопилось немало претензий к специалистам ЦРБ, их все он изложил в исковом заявлении и отнес его в районный суд. Мужчина требовал возместить нанесенный ему моральный и материальный вред.

– Мы много работали по этому эпизоду, – вспоминает руководитель отдела особо сложных экспертиз Бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ) Томской области Ирина Соколовская. – В случае с Геннадием Петровым хирурги Первомайской больницы должны были ограничиться первичной обработкой рваных ран, наложить лангету и направить пациента в ОКБ. Они не имели права осуществлять хирургическое вмешательство, поскольку у больницы нет лицензии и сертификата на оказание услуг по специализации «травматология и ортопедия». Судя по результату, опыта тоже не хватило: в 41 год мужчина стал инвалидом. Претензии пациента к хирургам ЦРБ вполне обоснованны.

Нездоровая тенденция

Как говорят специалисты, ответ на вопрос: «Почему Петрову не дали направление в ОКБ?» лежит на поверхности. За лечение мужчины в другом ЛПУ районной больнице пришлось бы рассчитываться своими деньгами. Чтобы не тратиться, взялись оперировать сами. И, к сожалению, такие случаи не экзотика – более того, уже можно говорить о тенденции. Стремление сэкономить деньги, которые фонд ОМС перечисляет учреждению на каждого прикрепленного пациента, приводит к рискованной самодеятельности. Не имея достаточных навыков и условий для лечения заболевания, некоторые медики берутся за это дело. И только когда состояние больного становится тяжелым, его направляют к нужному специалисту. Довольно часто такое рискованное поведение демонстрируют доктора районных больниц.

Например, полтора года назад эксперты завершили исследование случая, который закончился смертью пациента. В 2007-м житель Колпашевского района обратился к врачам с жалобами на то, что у него стала плохо работать кисть. По итогам обследования медики поставили диагноз «плечевой переатрит». Два с лишним месяца пациент лечился сначала в поселковой, затем в районной больнице. Только в июне, когда состояние мужчины ухудшилось, его направили в ОКБ. Томские специалисты поставили диагноз «инсульт».

Как выяснилось, проблема с подвижностью кисти была первым тревожным звоночком, свидетельствующим о нарушении мозгового кровообращения. Драгоценное время было упущено, сосудистая патология прогрессировала, спустя несколько месяцев больной скончался. Если бы врачи глубже вникли в проблему, а не ухватились за первый диагноз, «подходящий» под симптом, все могло сложиться иначе – направление в ОКБ вполне могло сохранить больному жизнь.

Болезнь становится хронической

– Случаев, когда лечение проводится несвоевременно либо неадекватно, становится все больше, особенно это касается районов области, – говорит начальник БСМЭ Томской области Сергей Кладов. – Порой пациента направляют в город уже после того, как изменения в организме приобрели необратимый характер. Томские специалисты, конечно, бьются, но иногда безрезультатно…

Часть таких случаев заканчивается посмертным эпикризом, но чаще происходит другое: у пациента, которого лечили неправильно, острая форма заболевания переходит в хроническую. Отследить это сразу невозможно, факт всплывает через несколько лет. Процесс хронизации можно остановить, но опять-таки обратившись в учреждение, где пациенту могут оказать более качественную помощь. Что значит – поделиться деньгами ЛПУ.

– Сам по себе принцип полного фондодержания не так уж плох, – считает Сергей Кладов. – Но работать по этой схеме можно только при наличии жесткого контроля. Не выдали вовремя больному направление – наказать. Причем не выговором, а деньгами, чтобы у врачей не возникало соблазна экономить на здоровье пациента.

(Имя и фамилия пациента изменены по этическим соображениям).

Справка «ТВ»

Осенью 2007 года Общественная палата области провела слушания, на которых ряд специалистов подвергли пилотный проект модернизации здравоохранения (в том числе принцип полного фондодержания) сокрушительной критике. Так, после слушаний профессор Владимир Байтингер сделал в кулуарах прогноз о размере экономического эгоизма поликлиник и районных больниц, которые всеми правдами-неправдами постараются оставить деньги у себя.

– Вот увидите, – сказал в сердцах Байтингер, – завтра в ЦРБ начнут и операции на сердце делать.

Многим тогда эти слова показались чрезмерным полемическим преувеличением…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =