Будущее начинается в школе

Перед педагогами поставлена задача создать питательную среду для потенциальных Биллов Гейтсов

 

Четвертый съезд учителей области проходил под знаком стартовавшего в России Года учителя и только что завершившегося в Томске совещания, посвященного вопросам инновационного развития страны. Тем, кто присутствовал и там, и там, могло показаться, что звучавшая на совещании современная терминология автоматически перекочевала на съезд. Однако «инновации», «модернизация» и прочие популярные ныне слова в устах педагогов не стали данью моде, а были продиктованы жизнью. Тема съезда, определенная задолго до визита президента РФ и его команды, касалась как раз необходимости модернизации системы образования.

Новая экономика – новые кадры

Услышав о необходимости очередного этапа модернизации школьного образования, иной учитель вздрогнет: «Сколько можно? Лучше бы зарплату повысили!» И будет прав. Но лишь отчасти. Потому что время бросило вызов педагогическому сообществу: нужно готовить поколения молодых людей с инновационно настроенными мозгами – будущих Биллов Гейтсов и Владимиров Потаниных. То есть требуется настоящая революция в сознании, прежде всего, самих учителей, ибо он находится на начальном этапе создания того продукта, который определяет будущее. Иначе, как заметил на съезде мэр Томска Николай Николайчук, нам останется только тяжело вздыхать: да-а, была такая великая страна Россия, но мы ее не сохранили.

Экономика и система образования суть вещи взаимосвязанные. В удачные для экономики годы серьезные средства были вложены в укрепление материально-технической базы школ. Если, например, в 2001-м в области на один компьютер приходилось 252 школьника, то сейчас – 26. Практически все школы подключены к сети Интернет. Построено и капитально отремонтировано несколько учебных учреждений. Существенно пополнился парк школьных автобусов. С 2006-го по 2009-й почти удвоилась средняя зарплата учителя: была 8,5 тысячи рублей, стала почти 15 тысяч. Эту арифметику привел, приветствуя участников съезда, вице-спикер Госдумы Томской области, руководитель местного отделения партии «Единая Россия» Александр Куприянец. Однако тенденция роста была присуща докризисным временам. Кризис же показал, что экономика должна менять вектор и переходить на инновационный путь развития. Но как настроить на инновации малоповоротливую систему отечественной экономики? Для этого нужна соответствующая законодательная база, нужны решения центра, стимулирующие предпринимательскую активность. А вот как изменить человеческое сознание, привыкшее жить по стереотипам? Здесь особая роль отводится школе, которая должна создать питательную среду для воспитания в ребятах предприимчивости, деловой интуиции, исследовательских качеств.

Революция в сознании

Об особой задаче школы в воспитании будущих бизнесменов говорила на учительском съезде первый заместитель губернатора Оксана Козловская (именно ей принадлежит тезис о создании в учебных учреждениях питательной среды для потенциальных Биллов Гейтсов). Доложив учителям об экономических итогах 2009 года (по объему регионального валового продукта на душу населения Томская область удержала второе место в СФО и осталась в двадцатке наиболее устойчивых регионов РФ), замгубернатора объяснила относительный успех томичей тем, что «весь мир в инновационном развитии летит, Томская область бежит, а Россия ползет». Чтобы Томская область не бежала, а летела, как раз и нужно создавать тот самый питательный «бульон», в котором будут вырастать молодые люди, способные креативно мыслить, генерировать и производить новые продукты, технологии. Власть в первую очередь будет поддерживать школы, сумевшие создать такую среду.

Начальник областного управления общего образования Леонид Глок подвел итоги выполнения национального и регионального проектов развития образования и внедрения стимулирующей системы оплаты труда. Один из важных итогов, по словам Глока, состоит в том, что удалось уйти от уравниловки в оценке работы учителей. Благодаря проектам в систему образования Томской области вложена колоссальная сумма – 3 млрд 622 млн рублей! Но получилось как в больнице: лекарства получает каждый, а помогают они не всем – одни школы существенно продвинулись вперед, другие топчутся на месте. Сейчас президентом РФ предложена программа «Наша новая школа». В ней поставлена цель переориентировать образовательные курсы на потребности инновационного развития экономики. Значит, надо актуализировать содержание учебных программ, приводить их в соответствие с потребностями дня, усиливать компетентный подход. Одним словом, строить другую, новую школу.

Поддержать учителя

– Экономика живет в рынке, а социальная сфера существует по старым законам. Если мы по-прежнему будем раздавать всем сестрам по серьгам, то ничего не изменится, – обратился к делегатам съезда Виктор Кресс.

К социальной сфере губернатор отнес и систему общего образования. Томские вузы, заметил он, лидируют во всех рейтингах, а школы – увы… Да, есть достижения в сдаче школьниками ЕГЭ, в участии наших педагогов в различных всероссийских конкурсах. Но… Вот приехали в Томск на работу несколько индийских семей и стали искать школу с хорошим английским языком для своих детей. И не нашли. Потому что в наших прославленных лицеях и гимназиях учат мертвым английскому, французскому и полуживому немецкому языкам. Нет ни одного среднего учебного заведения, где бы преподавали испанский или китайский языки. Из всех университетов лишь политехнический имеет при себе лицей, остальные не озабочены подготовкой для себя будущих студентов. Нет ни педагогического, ни архитектурно-строительного колледжа… Система переподготовки учителей перевернута с ног на голову: надо, чтобы не учитель ехал в институт повышения квалификации, а институт приходил к педагогам.

– Школа должна быстро приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру, – говорил Виктор Кресс. – Сейчас востребовано инновационное мышление, а воспитать новое поколение инноваторов можете только вы. Прививайте детям вкус к исследовательской работе, учите их быть любознательными, неравнодушными, творческими. А власть вас поддержит.

Тезис о поддержке лучших педагогов не был голословным. Губернатор заверил, что в Год учителя «сеятели разумного» будут отмечены как моральными формами поощрения (почетные грамоты, медали «За заслуги перед Томской областью», звания почетных граждан), так и материальными. 30 учителей-инноваторов по итогам года получат по 100 тысяч рублей, 50 лучших школ – по 500 тысяч. С 1 апреля текущего года десять процентов учителей из каждой школы области ежемесячно будут получать надбавку в размере ставки – 4200 рублей. Определять наиболее достойных, по словам губернатора, должны не чиновники от образования, а авторитетные эксперты, родители, ученики.

Школа должна стать гибкой, способной приспосабливаться к неудобным ребятам, толерантной к приезжим, комфортной для детей с ограниченными возможностями, доброжелательной и здоровой. И, разумеется, стимулирующей работу детских мозгов в инновационном направлении. Если при этом удастся сохранить то лучшее, что всегда отличало отечественную систему образования, то, наверное, это и будет новая школа.

  

Комментарии

Зоя Барашева, заслуженный учитель РФ:

– Школа всегда отвечала на требования жизни. Сейчас востребована работа на инновационную экономику. Школа справится, если будут хорошо подготовленные молодые кадры, если в нее придут мужчины и если учитель будет чувствовать себя в обществе как самодостаточная личность. Тогда он будет готов и к творчеству, и к инновационным веяниям. Сейчас же учитель вынужден работать на полторы-две ставки, чтобы обеспечить достойное существование себе и своей семье. А усталый учитель никогда не принесет ученикам много радости. Поэтому вопрос о повышении зарплаты, несмотря на все принимаемые в последнее время меры, остается открытым.

Алексей Алексеев, директор Зырянской СОШ:

– Во всех школах в сущности одни и те же проблемы. Низкие зарплаты, старение педагогических кадров и не очень высокий престиж профессии учителя. Для того чтобы учитель стал настоящим проводником инновационных знаний, нужно решать эти проблемы. Правда, в прошлом учебном году благодаря новой системе оплаты труда у нас значительно повысилась зарплата, у педагогов появилась мотивация. Зырянский район в рейтинге школ области занимает пятое место, а наша школа в районе на первом месте. Это, естественно, сказывается на распределении субвенций муниципалитетом. Все вроде бы складывается неплохо, но те проблемы, которые я назвал, по-прежнему актуальны.

Алексей Щукин, директор Колпашевской СОШ № 2:

– Наша школа активно участвует во многих исследовательских проектах, предметных олимпиадах, творческих состязаниях. Наша девочка победила во Всероссийском конкурсе сочинений «Наша новая школа». У нас сильная языковая подготовка, команда школы заняла первое место в областном конкурсе по английскому языку, двое учащихся ездили на стажировку в Лондон. Но есть у школы и проблемы. Надо бы отремонтировать здание, однако в кризис на это нет денег. Как и для всех, для нас актуальна проблема старения педагогического коллектива. Лет через пять ситуация станет критической. В связи с этим возникают вопросы к высшему педагогическому образованию: каких специалистов и для кого они готовят? У выпускников вузов стойкое нежелание идти в школу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 19 =