Выбрать надежный ориентир

(Окончание. Начало в «ДД» № 417 от 19 февраля 2010 г.)

В апреле во всех школах Томской области начнется преподавание экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий ряд модулей: основы православной культуры (ОПК), основы иудаистской культуры, основы исламской культуры, основы буддистской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Родители должны решить, что будет изучать их ребенок. Для многих этот выбор оказался отнюдь не простым. Профессор, доктор педагогических наук Татьяна Костюкова рассказала «ДД», почему современным детям крайне важно иметь представление о религиозной культуре своей Родины.

Справка «ДД»

Татьяна Анатольевна Костюкова, профессор, доктор педагогических наук. Окончила исторический факультет ТГУ, работала учителем истории и правоведения, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, затем прошла путь преподавателя высшей школы от должности ассистента до профессора. Защитила докторскую диссертацию по проблеме самоопределения личности в традиционных духовных российских ценностях. В разные годы работала научным консультантом МОУ «Поросинская СОШ Томского района» и гимназии № 56 г. Томска по введению программы духовно-нравственного воспитания и «Основ православной культуры».

Т.А.: …В этом курсе школьники получат информацию о том, во что верят православные христиане, что говорит о человеке, добре и зле, долге и ответственности, милосердии и сострадании православная культура, каков ее символический язык (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), почему семья считается главной ценностью… Никаких духовных практик (молитвы, исповедь, причастие и пр.) в их отношении применено быть не может. Поэтому, на мой взгляд, напрасны все волнения по поводу того, что ребенок, выбравший, например, курс ОПК, будет его слушать с тем же погружением, как если бы ему преподавали курс Закона Божьего, в основе которого напрямую стоит вопрос веры. Таким образом, конституционный принцип светскости образования ни в коем случае не нарушается, здесь совершенно не о чем волноваться. На самом деле прикосновение к религиозным ценностям несет созидание, а не разрушение.

Корр.: Как эта информация будет работать? Как ребенок будет использовать эти знания? Как они ему помогут в жизни?

Т.А.: Получив эту информацию, дети позже смогут подойти к стадии самоопределения – принимать им эту традицию или не принимать.

Вопрос: как ребенок может употребить эти знания? Религиозные знания находятся в ядре любой культуры, какую бы мы ни взяли. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять, а следовательно, принять, не зная их религиозно-культурологических основ. И, ознакомившись с ядром культуры, ребенок будет глубже понимать культурное наследие своего народа, преемником которого он является. Он с большим основанием сможет стать, по выражению Николая Бердяева, «зрячим патриотом своего Отечества», сформировать мировоззренческую и ценностную основу своей Я-концепции», включая в нее нравственные идеалы, воплощенные в образах соотечественников, явивших своей жизнью примеры духовного подвижничества. К предполагаемым личностным результатам следует отнести и развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и подлинной свободе в православии.

Корр.: То есть религиозные ценности актуальны? В чем их актуальность?

Т.А.: Если мы задумаемся о целях образования, то на первый план выходит личностное развитие ребенка, включающее формирование ценностно-смысловых ориентаций, прежде всего принятие и уважение ценностей семьи, иных культур, конфессий, готовность к саморазвитию. В этом смысле новый курс предлагает комплексный ориентир, вбирающий в себя базовые национальные ценности народов, населяющих Россию, необходимый для формирования гражданской идентичности и модели поведения.

Оно ориентировано только на нерелигиозную духовную традицию, что разделяет атеистов и других граждан, принимающих идеалы той или иной традиционной религии. В содержании общего образования размыты духовные идеалы, нравственные ценности, моральные нормы, которые предельно конкретизирует вводимый курс.

 

Татьяна Костюкова, профессор, доктор педагогических наук: «Прорыв, который привносит новый курс, на мой взгляд, состоит в преодолении существенного недостатка современного образования, состоящего в том, что оно сегодня не обладает достаточными возможностями для консолидации российского общества на основе национальной традиции».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =