Почему мы выбрали ОПК

В ряде школ Томска накоплен богатый опыт преподавания «Основ православной культуры» (ОПК), несмотря на то, что официально наш регион вступает в эксперимент по внедрению в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» лишь с 2010 года. Практика преподавания ОПК показывает, что все опасения по поводу нового курса напрасны. Никто из детей не стал религиозным фанатиком, никаких межнациональных конфликтов в среде школьников не возникает. Учителя никого не заставляют зубрить «Отче наш» и свечки в храме ставить. Они строго придерживаются правила: ОПК – это светский культурологический предмет.

«ДД» задал один простой вопрос родителям, чьи дети уже изучают ОПК: «Какую пользу вы видите в преподавании данного предмета?»

«Ребенок выбирает, к чему стремиться, чему верить»

Ирина Сероухова, 32 года, логопед:

– Я считаю, что преподавание ОПК в школе крайне важно. Кроме того, что этот предмет расширяет кругозор, эрудированность детей, он носит яркий нравственный, воспитательный оттенок. Детям прививается любовь к духовности в подлинном ее понимании. Благодаря данному курсу у детей значительно увеличивается знание духовной культуры Отечества, и это является почвой для свободного выбора. Наши дети просят, чтобы мы сходили в храм всей семьей, и они знают, как вести себя в церкви, для них она не является чуждой средой. Разве это плохо?! Сын однажды в храме говорит: «Пап, ты не так к иконе встал». Наталья Владимировна Беккер, которая преподает ОПК в гимназии № 56, говорит, что дети играют в добрые игры, по-доброму относятся друг к другу. Вспоминается такой случай. В классе, где учится наш сын, выдается поощрительная стипендия по итогам успеваемости. Так мы стимулируем детей к учебе и хорошему поведению. Дети друг за друга голосуют, кому будет выдаваться стипендия. Один мальчик не набрал нужного количества баллов. Так класс сказал дружно: «Давайте простим его, он исправится, давайте авансом дадим поощрение».

«Сначала мы отнеслись к ОПК отрицательно, но потом изменили мнение»

Анна Ананьева, 34 года, товаровед:

– Когда мы узнали, что будет ОПК, мы отрицательно отнеслись к этому. Однако, внимательно ознакомившись с содержанием курса, мы переменили свою позицию. Например, нашим детям рассказывают о зарождении Руси, о принятии нашими предками православной веры, о традициях строительства храмов и так далее. Разве это плохо?! Побывав на открытом уроке, мы убедились, что на религиозное образование нет даже никаких намеков. Курс ведется компетентным специалистом, талантливым педагогом. Мне импонирует именно то, что детям не навязывается религия. Им даются культурологические знания. И в то же время прививаются доброта, нравственность, чувство милосердия и сострадания. Предмет ОПК – очень жизненный, актуальный.

 

В прошлом году была олимпиада по ОПК, мы принимали участие, активно готовились, и наш ребенок был удивлен, что мы не знаем некоторых вещей, которые знает он благодаря школьному курсу ОПК. Я, например, не знала, что храмы на Руси строили в знак благодарности Богу за одержанную победу над врагом.

«Дети играют в добрые игры»

Елена Зинченко, 37 лет, преподаватель:

– Нашему ребенку очень нравится этот предмет. На мой взгляд, он направлен на то, чтобы научить детей отличить добро от зла. Занятия проходят в разнообразных формах: развивающие игры, конкурсы, викторины, работа в группах. Изучая церковное искусство, традиции храмового строительства, дети много рисуют. Так мало помалу прививается любовь к культурному наследию. Перед зимними каникулами мы писали рождественский рассказ, обязательным требованием было иллюстрирование. Ребенок старался найти в Интернете, в энциклопедиях соответствующий материал. Так курс ОПК направляет, как говорится, энергию в мирное русло. Мне самой очень приятно работать с этим материалом, заниматься с сыном данным предметом. Наш младший ребенок, которому сейчас шесть лет, также будет проходить ОПК в гимназии № 56 с Натальей Владимировной Беккер. Она очень увлеченный педагог, а это важно. Ей удалось выстроить курс так, чтобы знания были актуальны, привязаны к действительности, в которой живет ребенок. Например, мы едем по городу, видим восстанавливающийся храм, и мой ребенок знает, как он называется. Курс ОПК носит определенный эстетический оттенок, у детей развивается художественный вкус. Им рассказывают о традициях в отечественной культуре, об истории.

Обладая всеми этими знаниями, дети делают нравственный выбор: как себя вести? Вырабатываются определенные правила поведения: принимать человека таким, какой он есть. Детям показываются примеры: через что Иисус Христос прошел, что Он претерпел ради искупления всех людей, каждого из нас. И в классе, в котором учится мой ребенок, нет ожесточения.

Сейчас много говорится о внедрении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и родителям предлагается выбрать один из шести модулей. Многие сомневаются, стоит ли выбирать ОПК… Я считаю, что в школах должны обязательно проводиться родительские собрания, на которых будет подробно рассказано о сути нового курса, на что он направлен, чего от него ожидать. А родители в свою очередь должны проявить активную гражданскую позицию!

«Дети знают больше, чем родители»

Анна Никитенко, бухгалтер, 47 лет:

– У нас верующая семья, мы ходим все вместе в храм. Я всегда была за то, чтобы мои дети изучали в школе ОПК. У меня оба ребенка занимаются с увлечением. Недавно было задание – составить рассказ о какой-либо иконе Божией Матери. Они проявили живой интерес – о каком именно образе рассказывать, ведь их множество. Стали искать информацию в Интернете.

Я знаю, что и другие дети в их классе воспринимают этот предмет нормально независимо от того, в верующей семье они воспитываются или нет. Мы читаем вместе с детьми детскую Библию, рассуждаем. Мне нравится, что мои дети имеют представление о духовной культуре Отечества, и я бы хотела, чтоб они углубляли и расширяли знания в этой области. Я вижу, что мои дети растут добрыми людьми. Какая мать не мечтает об этом? Знаю точно, что мой сын не оскорбит, не обидит девочку, не украдет, не убьет человека.

 

Справка «ДД»

В апреле во всех школах Томской области в четвертых классах начнется преподавание нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который будет состоять из шести составных частей, или модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы буддистской культуры, основы исламской культуры и основы светской этики. Как объяснили «ДД» в Департаменте общего образования Томской области, мамы и папы должны решить, что будет изучать их ребенок, до конца марта. Однако на протяжении всего эксперимента выбор остается открытым, то есть ребенок может переходить от одной подгруппы в другую.

 

Преподавание ОПК успешно ведется в некоторых школах Томска уже не один год. И родители, чьи дети изучают этот предмет, сходятся во мнении, что он идет только на пользу.

 Цитата

Учебник для педагогов, детей и родителей

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, миссионер, автор учебника «Основы православной культуры»:

– Читатели этого учебника будут мало связаны с жизнью Церкви, а это означает, что учебное пособие должно быть понятно и интересно, прежде всего самому педагогу. Возможно, и учебник ОПК для четвертого класса станет первой книгой о православии не только для детей, но и для их учителей и родителей.

Главная задача этого учебника – психотерапевтическая: успокоить тех, кто считает, что разговор о православии в школе приведет к каким-то негативам. Вот мы и показываем: слово «православие» в названии курса совсем не означает, что детей будут учить целовать руку батюшке и отбивать поклоны. С другой стороны, мы свидетельствуем, что абсолютно отстраненный разговор о религиозных и этических ценностях невозможен.

«Фома», № 2, февраль 2010 г.

4–5 марта протодиакон Андрей Кураев проведет в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования лекции по преподаванию ОПК в средней школе. Подробности читайте в следующем номере «ДД».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + семь =