Писатель живет для музы. Но кормит его жена…
Всемирный день писателя отмечается в начале марта. Томская областная писательская организация объединяет сегодня 38 человек. Каждый литератор живет надеждой, что его произведения будут оценены вдумчивыми читателями и одобрены взыскательными критиками. Легко ли быть писателем в провинции? Знают ли томских авторов «за околицей»?
– Ошибочно думать, что серьезная литература творится лишь в столицах, – говорит председатель томской писательской организации Геннадий Скарлыгин. – Нередко проза и поэзия высокой пробы рождается в глубинке. Книги Распутина, Белова, Рубцова тому подтверждение. Далеко ходить не надо: в 2008 году томский писатель Владимир Костин стал лауреатом престижной литературной премии «Большая книга». Профессиональное жюри отдало нашему земляку четвертое место, а по результатам читательского голосования он и вовсе был вторым. Имена других наших авторов тоже отнюдь не безызвестны. Борис Климычев создает увлекательные историко-приключенческие романы, которые находят читателей в разных уголках страны. Есть за пределами Томска почитатели таланта Эдуарда Бурмакина, Тамары Каленовой, Сергея Заплавного, Вадима Макшеева, Валентина Решетько, Владимира Крюкова…
Рукописи лежат годами
Однако томские авторы нередко пишут в стол: опубликовать свои сочинения не имеют возможности – дорогое это удовольствие. Вся отрада – почитать новое произведение в кругу друзей. Большой удачей считается публикация в толстых литературных журналах – это шанс «прозвучать». Самый простой способ обнародовать свое произведение – выложить его в Интернет, но есть опасность, что сколько-нибудь оригинальный образчик затеряется в литературном мусоре, которого в сети предостаточно.
– Власть оказывает писательской организации финансовую поддержку, но довольно скромную, – говорит Геннадий Скарлыгин. – Деньги идут на поддержку нашего литературного журнала «Начало века», который выходит раз в квартал. О средствах на персональные издательские проекты нам остается только мечтать. Вот Борис Климычев за последние 15 лет написал 8 романов, большинство из которых пока находятся в рукописях. Вообще, многие хорошие книги ждут своего часа годами. Чтобы их напечатать, нужно ходить по многим кабинетам, просить, умолять. Но профессиональный писатель не должен этим заниматься.
Умей вертеться
Другая проблема писателей – издание книги оборачивается для них только расходами. О гонорарах мученики пера уже давно забыли. Денег, каким-то чудом полученных на издательский проект, едва хватает на оплату типографских услуг. Так что вознаграждением за литературный труд обычно является лишь моральное удовлетворение.
– У современного литератора есть два дела: для одного он живет, другое его кормит, – говорит Геннадий Кузьмич. – Это в былые времена автор мог издать тоненький сборник стихов или рассказов и безбедно жить несколько лет, писать новую книгу. Сегодня гонорары выплачивают только за публикации в центральных тиражных журналах, да и то до смешного маленькие.
Но вот книга, выстраданная и любимая как родное дитя, закончена. Напечатана. Хруст страниц и запах краски кружат писателю голову. Однако эйфория нередко сменяется разочарованием. Ибо даже хорошие книги местных авторов лежат на магазинных полках непозволительно долго. Литература о родном крае, о судьбах земляков сегодня мало востребована читателями. Интерес вызывают лишь детективный ширпотреб и гламурное чтиво. Подобные книжки засоряют сознание человека и развращают душу, считает Скарлыгин.
Праздники на улице Шишкова
– Но литератор не остается один на один со своими проблемами. Писательская организация всеми силами помогает ему выстоять в наше трудное время, – говорит Геннадий Скарлыгин.
Издается журнал «Начало века»» и альманах «Каменный мост». На сайте Пушкинской библиотеки существует и электронная версия данных изданий. Ресурс, между прочим, довольно посещаемый. Набирают силу всероссийские литературные праздники – Шишковские и Клюевские чтения, которые проводятся по инициативе Томской областной писательской организации. На них съезжаются ведущие российские писатели и исследователи литературы.
– В Томске сегодня возрождается здоровая литературная среда, – уверен Геннадий Скарлыгин. – Поэтому мчаться за идеями и вдохновением в столицу вовсе не обязательно. Жить там писателю вредно и просто опасно: оторвавшись от своих корней, он рискует утратить самобытность, в пестрой и шумной круговерти московской жизни разбазарить «слова таинственный дар».
Анна Савина