Далеко не все понимают, что же будут преподавать четвероклассникам в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). И вряд ли сегодня кто-то сможет с ходу объяснить, что такое «православная культура», «исламская культура»… А самое главное – зачем эти знания нужны современным детям? На эти и другие вопросы 4–5 марта в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) отвечал протодьякон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, автор учебника «Основы православной культуры».
Отец Андрей прочитал для томских педагогов две лекции. Первая длилась два часа и была посвящена целям, задачам и содержанию курса ОРКСЭ и в частности ОПК. Вторая лекция заняла более трех часов, ее темой стало содержание учебника «ОПК». Также отец Андрей дал педагогам советы, как вести данный предмет. Зал слушал с большим интересом. «ДД» приводит узловые моменты выступления автора учебника «Основы православной культуры».
Школа должна воспитывать!
– В письме президента России Дмитрия Медведева Патриарху Кириллу от 1 февраля, которое доступно на сайте Кремля, в частности говорится, что задача этого курса – «нравственное воспитание подрастающего поколения». Было бы глупо считать, что нравственное воспитание – это воспитание в духе толерантности. Воспитание в духе толерантности – не ответит на вызовы, которые стоят перед Россией. Такое воспитание не прибавит количество детишек, а наоборот, сократит рождаемость. Воспитание в духе толерантности не поможет сохранить суверенную российскую демократию, а наоборот, ее уничтожит. Не поможет вести диалог с мусульманским миром и дружить с ним по той простой причине, что там не уважают людей, у которых нет моральных принципов, убеждений. Так, у данного курса задача воспитательная. Речь идет о том, чтобы передать детям нравственные ценности, содержащиеся в православной культуре, буддистской культуре, исламской культуре, иудаистской культуре.
«Культура» и «основы» – два главных слова
– Первое важнейшее слово нашего курса – «культура». Оно не является синонимом слову «искусство», а «культурология» – синонимом «искусствоведению». Я исхожу из того определения культуры, которое дал классик культурологии, английский ученый польского происхождения Бронислав Малиновский. Он сказал: культура – это все действия человека, которые нельзя объяснить исходя из его анатомии и физиологии. Со слова «культура» нужно снять нимб. Культура – это все то, что делаем мы, люди. А мы делаем много гадостей, и это тоже культура. Есть криминальная культура, наркотическая культура, нацистская культура. Культура – это не только что-то великое и святое, а просто созданное людьми.
Второе ключевое слово курса – «основы». В данном контексте оно имеет значение «корни». Корни культуры – это мировоззрение человека, его убеждения, предельные страхи и предельные надежды, истоки его мотивации. Ствол культуры – это культурные сценарии, то есть типичные действия типичного человека в типичной жизненной ситуации. Для того чтобы понять логику учебника «ОПК», нужно отойти от обывательского представления о том, что культура это то, что творят гении. Повторюсь, культура – это мир людей, обычных людей, не только гениальных. Культурные сценарии – жизнь обычного человека. Базовые культурные сценарии: как принимают роды, как пеленают младенца, как отец общается с младенцем, отношение к болезни, культура старения и умирания.
Цветы культуры – это искусство, а плоды культуры – это люди. Высший плод православной культуры – это человек православный. «Святая Троица» преподобного Андрей Рублева – это цветок, сам Андрей Рублев – это плод православной культуры.
Цель курса и цель эксперимента
– Цель курса – привить детям навыки нравственного самоанализа, помочь ребенку открыть внутренний мир своей души. Научить его реагировать на боль своей совести, анализировать свои стремления – к добру они или к злу. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан или гидов по Третьяковской галерее. Задача курса – показать ребенку возможность нравственного самоанализа.
Цель эксперимента – доказать, что мы взрослая нация и знаем, что такое гражданская ответственность. Что мы способны воспринимать свое религиозно-этническое разнообразие не как проблему, а как богатство. Что мы можем заметить наше разнствование и, заметив его, не вставать на тропу войны. Цель эксперимента – доказать нашу способность говорить о наших святынях на разных языках.
Как будет оцениваться успешность преподавания?
-Успех или неуспех эксперимента будет определяться тем, умножил ли он количество этнических конфликтов в наших городах и селах или уменьшил. Показатель успешности труда педагога только один – это отсутствие жалоб. Успешность труда школьного учителя не будет оцениваться по показателю «умножение числа молодых прихожан».
Табу для педагога
– Первое условие курса. Говори о своем, не ругая чужого и не противопоставляя. Это не просто ни для атеистов, ни для мусульман, православных. На этом курсе нельзя критиковать даже сектантов, потому что у них есть дети, которые могут быть в этой группе.
Второе условие. Речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной. Это означает, что речь педагога не должна исключать, отторгать от себя ни одного ребенка. Педагог может позволить «мы» только в двух случаях: мы – люди, мы – граждане России. Конфессиональная самоидентификация недопустима в речи педагога. Мы православные, мы мусульмане, мы буддисты, мы атеисты – так говорить недопустимо. Интонация педагога – это интонация экскурсовода. Допустимы такие формулировки: «с точки зрения православия», «православная Церковь полагает», «такой-то обряд дорог православным»…
Третье условие. Нельзя призывать детей к религиозной практике. Императивы могут быть только двух видов: обучающие и нравственные. Однако вполне допустимо сказать: «подумайте», «спешите делать добро».
Четвертое условие. Разделения детей по религиозному признаку не должно быть ни при каких обстоятельствах. Ни в общении педагогов между собой, ни тем более в общении со СМИ. В нашем эксперименте дети расходятся по разным классам совершенно по другому признаку: по интересу к изучению той или иной религиозной культуры. И огромной ошибкой будет считать, что в той или иной группе мы имеем в осадке «химически чистое конфессиональное вещество». Родители будут делать выбор по совершенно непредсказуемым критериям. Я знаю, например, мусульман, которые отдадут детей на ОПК. В новосибирском Академгородке, где немало евреев, ни одна семья не избрала основы иудаистской культуры.
Неофициально
– В заключение хочу сказать, что неофициальная задача курса, которую я ставил, когда писал учебник, – породить поколение «блудных сыновей», в евангельском смысле. Чтобы, когда пройдет буря переходного возраста, у них осталось ощущение родного, светлого, доброго дома, куда можно вернуться. Мне бы хотелось, чтобы дети восприняли православие как часть родного пейзажа, а не как экзотику. Это некая сверхзадача, и она должна быть достигаема без прямых призывов со стороны педагога. Его задача – лишь сделать презентацию проекта под названием «Православие». Чтобы эта сказка стала былью, ребенок помечтает дома. Пусть это станет домашним заданием!
В следующем номере «ДД» читайте материал о том, какие советы дал томским педагогам отец Андрей по преподаванию курса «ОПК».
Справка «ДД»
Протодиакон Андрей Кураев, клирик храма Архангела Михаила в Тропарево. Кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии, доцент МГУ, автор учебника «Основы православной культуры», миссионер, публицист.
Как сообщили «ДД» в ТОИПКРО, учебники по курсу «ОРКСЭ» должны поступить в экспериментальные регионы, в том числе в Томскую область не позднее 1 апреля. Текст учебника «ОПК» доступен на сайте www.kuraev.ru. Вопросы по преподаванию курса «ОРКСЭ» можно задать заведующему лабораторией духовно-нравственного воспитания «Истоки», старшему научному сотруднику ТОИПКРО Олегу Котикову по электронной почте koa@edu.tomsk.ru или прийти на консультацию в ТОИПКРО (ул. Пирогова, 10, аудитория 111, тел. (3822) 42-06-95, по вторникам и четвергам с 15 до 18 часов).
В Департаменте общего образования Томской области подчеркивают, что родители должны решить, какой из шести модулей будет изучать их ребенок, до конца марта. Однако на протяжении всего эксперимента выбор остается открытым, то есть ребенок
Протодиакон Андрей Кураев: «Неофициальная задача курса – породить поколение «блудных сыновей», в евангельском смысле. Чтобы, когда пройдет буря переходного возраста, у них осталось ощущение родного, светлого, доброго дома, куда можно вернуться. Мне бы хотелось, чтобы дети восприняли православие как часть родного пейзажа, а не как экзотику. Это некая сверхзадача, и она должна быть достигаема без прямых призывов со стороны педагога»
Нравственные ценности, о которых говорится в каждом из модулей курса «ОРКСЭ», – одинаковы. Это почитание старших, забота о слабых и о младших, бережное отношение к природе, любовь к Отечеству. Но «пути доставки» до ума и сердца ребенка в каждом модуле – разные. И каждая семья имеет право сделать заказ школе, в соответствии с какой традицией воспитывать ребенка