«Я помню, как все начиналось…»

Ивану Петровичу Фомину скоро исполнится 83, но капитулировать перед солидным возрастом ветеран ВОВ и атомной отрасли не собирается

Уже подготовлена к дачному сезону рассада, ждут своего часа удочки и железный конь – «Жигули» шестой модели. Иван Петрович до сих пор водит сам и делает это с удовольствием. С ранней весны до поздней осени он живет на любимой даче. Но обязательно возвращается в город 9 Мая, чтобы принять участие в параде, собрать за столом родных, поздравить по телефону с великим праздником фронтовых друзей и брата Василия, тоже участника ВОВ, живущего в пос. Мирном… Тот хоть и старше, но и с огородом, и с домашними заботами справляется самостоятельно.

– Долгожительство у нас в крови – видно, порода такая, – улыбается Иван Петрович. – Наша мама умерла на 110-м году жизни, дождавшись праправнуков. Хотя судьба выпала ей не из легких: трудилась в колхозе, десятерых детей родила, воспитала. Не помню минуты, чтобы она без дела сидела. И так до глубокой старости.

От Немана до Маньчжурии

Он родился четвертым из десятерых – 6 сентября 1927 года в деревне Попадейкино, недалеко от нынешнего Северска. К началу войны окончил шесть классов – 22 июня как раз возвращался с друзьями из школы, с последнего звонка, ознаменовавшего начало летних каникул. Обращение Левитана о начале войны, доносящееся из черного репродуктора возле здания сельсовета, и та напряженная тишина, с которой слушали, внимая каждому слову, взрослые и дети, на всю жизнь врезались в память Ивану Петровичу.

А спустя несколько дней по всем окрестным деревням зазвучали гармошки – со слезами и песнями, по традиции, провожали на фронт мобилизованных. Заменить их на колхозных полях предстояло подросткам. Косили, пололи, пахали на лошадях…

Ребят и девушек постарше призывали на военные заводы, эвакуированные в Томск и Новосибирск, задействовали и для нужд военкомата: заготовить дрова на зиму, вычистить котлы пароходов… В 1943-м ушел на фронт брат Ивана Фомина Василий, в ноябре 1944-го пришла повестка и ему самому.

После окончания «учебки» в Красноярске Иван Петрович был направлен в Литву – в знаменитую 15-ю орденов Суворова и Кутузова стрелковую дивизию, вошедшую в учебники истории под именем «Неманская». Бойцы ее первыми форсировали реку Неман. В городе Понежевец и встретил Иван Фомин день Победы. По немцам ему стрелять не довелось, а вот с местными «националистами», сопротивлявшимися приходу советской власти в Прибалтику, пришлось повоевать. В декабре 1945-го дивизию перебросили в Маньчжурию – оказывать помощь китайским войскам в сражениях с японцами и армией мятежного Чан Кай-ши. Из Прибалтики на Дальний Восток через весь огромный Советский Союз эшелоны дивизии шли два месяца. В отдельных вагонах везли лошадей, коров, овец, фураж…

Приезд отмечала вся деревня

Советские войска успешно справились с поставленной задачей: подавили восстание в Маньчжурии, освободили от японцев города Харбин, Ненань, станцию Эхо. За один из боев с японцами, когда взводу Фомина удалось уничтожить несколько дзотов, Иван Петрович был удостоен медали «За отвагу». После окончания боев еще несколько лет дослуживал действительную в Приморье, вернувшись в родные края лишь весной 1951 года. За шесть с лишним лет службы дома побывал лишь однажды, получив в 1949-м десятидневный отпуск. Так совпало, что именно в эти дни приехал на побывку в отчий дом и Василий. Братья не виделись больше семи лет. Их приезд отмечала вся деревня, а счастью матери, дождавшейся с войны обоих сыновей, завидовали по-доброму все соседи. Так повезло не всем: 30 жителей маленькой деревни Попадейкино забрала война.

В газетах не писали…

Дома Иван Петрович узнал, что недалеко от родной деревни началось среди лесов и болот крупное строительство. Устроился туда экспедитором, затем стал диспетчером гаража – пригодилась освоенная в армии специальность радиста. В 1954-м стал лаборантом на пятом объекте, на территории которого и располагались ныне остановленные атомные реакторы. На пуске первого из них Иван Петрович присутствовал лично.

– Я помню, как все начиналось: как строили вначале корпуса, затем монтировали оборудование, как запустили первые «машины» – в тот день на комбинат приехала целая делегация генералов из Москвы, – вспоминает Фомин. – В газетах, конечно, об этом не писали, но те, кто работал на комбинате, передавали друг другу радостную новость о том, что реактор запущен.

Город рос на глазах

Иван Петрович отработал 23 года лаборантом-дозиметристом. Когда начинал, дозиметр весил 3 кг, так что на эту должность брали только крепких парней. Трудились в смену по очереди, без праздников и выходных, поэтому, говорит Фомин, провести в кругу семьи субботу-воскресенье, выбраться куда-то вместе удавалось редко. Хотя в начале 1950-х и выбираться-то на «Почтовом» было особо некуда. Ни кафе, ни ресторанов, ни даже широких проспектов для прогулок… Молодежь собиралась возле заводского клуба или на берегу Томи, устраивала танцы под баян, огромной радостью стало для всех открытие первого клуба «Родина».

Год за годом стараниями строителей «Почтовый» обрастал новыми улицами, магазинами, больницами, детскими садами и школами… В последних была особая потребность – детское население в городе, который строила молодежь, прирастало стремительными темпами.

Преемственность поколений

В молодой семье Ивана и Таисии Фоминых, поженившихся в марте 1952-го, спустя год после свадьбы также появился наследник – сын Евгений. А затем с разницей в несколько лет и две дочери – Елена и Ирина. В свой черед, повзрослев, они подарили дедушке с бабушкой пятерых внуков, правнука Никиту. Евгений, окончив теплоэнергетический факультет, пришел работать на СХК, на тот же пятый объект, где работал его отец. Начинал инженером, затем стал начальником цеха атомной электростанции, кстати, ставшей в свое время первой промышленной АЭС в России.

Почти десять лет отец и сын работали бок о бок на одном объекте. А в 1987 году Иван Петрович ушел на заслуженный отдых. К сожалению, Евгения Фомина уже нет в живых. Но на СХК по сей день трудится его супруга.

 

9 Мая Иван Петрович обязательно наденет свои награды, пройдет, не торопясь, вспоминая памятные события, по главной улице города, выросшего на его глазах. Города, ставшего большой победой не только тех, кто его строил, создавал СХК, но и всей страны.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =