Сухопутный адмирал атомпрома

Жизнь не гладила Николая Осипова по голове. Но он служил, учился и работал, в том числе главным инженером СХК с 1968 по 1994 год

 Его заветным желанием было служить на флоте. Во время призыва он узнал: задолго до появления этой мечты на ней был поставлен жирный крест. Так отечественный флот потерял моряка, а атомная промышленность приобрела выдающегося инженера.

 «Нет, пулемет мы вам не дадим»

 Причиной всех бед стали обычные детские коньки, которые привязывались прямо на валенки. Когда маленький Коля решил самостоятельно снять их, то случайно повредил ножницами правый глаз. В результате на всю жизнь потерял возможность отчетливо видеть.

Впрочем, Николай Осипов особо не расстраивался, активно занимался физкультурой, даже научился метко стрелять из винтовки с левой руки. К 1940 году он имел все значки «Готов к труду и обороне», получил школьный аттестат с золотой каймой… Но медкомиссия в военкомате была категорична: если у призывника на одном глазу стопроцентное зрение, а другим глазом он не видит хотя бы четыре строчки таблицы, ему дорога в армию закрыта. Нет ничего проще, решил Осипов и выучил наизусть требуемые строчки. Но на флот его не взяли, зато отправили служить в стрелковую часть на Дальний Восток.

Николай Сергеевич вспоминает: в учебной роте, где он служил, готовили лейтенантов для стрелковых подразделений. Он был назначен в расчет пулемета «Максим» вторым номером, и во время марш-бросков по сопкам и горам таскал на себе пулеметный станок весом более 30 кг. Но и в пехоте служба не сложилась. На экзаменационных стрельбах инспектор заметил, что красноармеец Осипов ничего не видит правым глазом. Повторное медицинское освидетельствование лишь подтвердило предположение.

Николай Осипов был обречен на нестроевую службу, которая его тяготила. Но благодаря случаю он смог добиться перевода в роту фугасных огнеметов. Предполагалось, что это оружие будет сжигать танки на ходу. Однажды один из огнеметов сработал нештатно и Николай Осипов получил ожог правой половины тела, следы которого остались на всю жизнь. Саму роту вскоре расформировали. Впоследствии сержант Осипов служил при госпитале, где кроме караульной службы занимался и делопроизводством.

…И все-таки Николай Осипов успел принять участие в боевых действиях: служил на судне, перевозившем раненых через реку Уссури во время скоротечной кампании по разгрому японских войск в августе 1945-го.

 Улица имени врага народа

 После демобилизации в 1947-м Николай Осипов приехал к родителям в Тобольск. Жилось им тяжко. Отец еще в канун революции, будучи студентом юрфака Томского императорского университета, стал глубоким инвалидом – лишился ноги. В 1937-м его арестовали по знаменитой 58-й статье и полтора года продержали в заключении. Из тюрьмы он вернулся глубоким стариком.

– Наверное, в лагерях не нужен был немощный калека, – считает Николай Осипов, – поэтому его и отпустили через полтора года.

Во время войны родители заболели туберкулезом, но продолжали работать. Чтобы иметь возможность помогать им, Николай Сергеевич устроился на работу в ремесленное училище.

Спустя несколько месяцев поступил на энергетический факультет Уральского политехнического института. На втором курсе студента вызвали в партком (в ВКП(б) Осипов вступил во время службы) и сказали: «Есть мнение, что вам надо перейти на другой факультет, оборонного назначения. О его специфике узнаете позже». Раз партия приказала, значит так надо. Да и стипендия на новом факультете была побольше.

В 1953-м специалист по разделению изотопов урана Осипов получил диплом об окончании института и был направлен на строящееся предприятие в закрытом городе рядом с Томском.

– Помню, когда мы с женой ехали на новое место, – вспоминает Николай Сергеевич, – было объявлено о ликвидации банды врага народа Лаврентия Берии. А когда мы приехали в закрытый город, то фактически единственная улица города еще носила имя Берии, сегодня это улица Первомайская.

 Будущее, припасенное с 1950-х

 Молодого специалиста назначили на объект № 1, или диффузионный завод (сегодня это завод разделения изотопов), в пусковой цех, занимавшийся вводом в действие каскадов диффузионных машин, предназначенных для разделения изотопов урана. В 1960-м способного специалиста назначили главным инженером объекта.

Как вспоминает Николай Сергеевич, в то время приходилось решать многие технические задачи, связанные с конструкторскими недоработками последних образцов машин и вызванными этим технологическими трудностями.

– Успешному решению этих задач способствовал высокий научный и деловой потенциал коллектива, – считает Николай Осипов. – И старт ему был дан первым директором объекта № 1 Николаем Алявдиным.

Говоря об этом, собеседник вспоминает выдающихся инженеров, участников Великой Отечественной войны – Виталия Уманца, Ивана Пятыгина, Анатолия Белова, Павла Ефимова, Сергея Кадыкова, Константина Козлова и многих других. Были свои звезды и среди рабочих – например, участник войны монтажник Федор Чистков, проложивший на заводе добрую сотню километров межкаскадных коммуникаций. Свидетельством характера и масштаба работ является присуждение некоторым из них Ленинской и Государственной премий.

В 1964 году Николая Осипова назначили заместителем главного инженера комбината, а спустя четыре года – главным инженером.

– Немалую роль в становлении комбината сыграли замы главного инженера: Александр Карелин, Виталий Балашков, Валентин Чистохин, – говорит Николай Сергеевич. – Заметное место в управлении комбинатом занимали и участники войны, такие как главный бухгалтер Николай Савицкий, начальник планового отдела Николай Глотов, руководитель службы внешней дозиметрии Вилен Соколовский.

Осипов не скрывает, что путь к успеху зачастую вымощен неприятностями. И тем не менее полностью созданный за 20 лет производственный комплекс СХК в основном успешно выполняет возложенные на него задачи.

 

– Сибирский химический комбинат и сегодня много дает в общую копилку Томской области и всего государства, – напоминает Николай Осипов. – А строительство новой АЭС последние двадцать лет только обсуждается. Может быть, пора взяться за дело?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 2 =