Уроки понимания

После занятий с логопедом и психологом добрее становятся не только шумные непоседы, но и их родители

 Детское отделение пограничных нервно-психических расстройств было открыто в структуре Томской клинической психиатрической больницы 20 лет назад. У маленьких томичей, имеющих проблемы нервно-психического развития и выраженные речевые расстройства, появилась возможность получить специализированную медицинскую и психолого-педагогическую помощь.

Ее оказывает целая бригада специалистов, работающих в тесном взаимодействии: психиатр, психотерапевт, невролог, генетик, педиатр, ЛОР, физиотерапевт и, конечно, логопед, психолог, дефектолог.

 Мама, поговори со мной

 Такой подход помогает, в частности, обеспечить комплексный подход к коррекции речевого дефекта и более быстро восстановить коммуникативные навыки ребенка.

– Все наши методики будут бессильными, если мы будем заниматься только с детьми, – говорит Ирина Андрусенко, заведующая детским логопедическим отделением № 25. – Поэтому мы работаем и с родителями: учим маму и папу общаться со своим чадом. Обычно это происходит в форме увлекательной игры. Любопытно, что изменения к лучшему происходят не только у ребенка, но и у его родителей. Приходит мамочка с уставшим неподвижным лицом и потухшими глазами, а через некоторое время ее не узнать: живая мимика, улыбка…

– Логопеды – не врачи, – говорит Нина Яценко, логопед высшей категории. – Это у терапевта все четко и определенно: такая-то болезнь – такие-то лекарства и дозы. А психику рентгеном не просветишь, поэтому причину речевого нарушения установить бывает сложно. Вот и приходится ориентироваться на обстановку в семье, на характер не только ребенка, но и его близких. Так что родители – наши главные помощники в деле преодоления речевого барьера у малыша.

Не ругать, а поощрять!

Сегодня все больше детей имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. В строго медицинском смысле это означает, что ребенок невнимателен к окружающему, не умеет сосредоточиться, забывчив, импульсивен, шумен и подвижен. Но синдром этот можно понимать и как дефицит внимания к самому ребенку со стороны родителей, вечно занятых делами насущными…

Одну из методик, направленную на помощь детям с этим синдромом, можно назвать поощренческой. Суть ее в том, что ребенка ни в коем случае нельзя ругать, наказывать – только хвалить! А капризы и неудачи – не замечать! И главное – как можно больше с ним разговаривать, играть.

Лечебная и психологическая помощь таким детям обязательно должна быть комплексной. И одна из главных задач в данном случае – привить ребенку учебное поведение, чтобы он смог успешно обучаться наравне со сверстниками.

Искусство и сказка лечат

В детском отделении пограничных нервно-психических расстройств активно применяется и арт-терапия – лечение, основанное на занятиях художественной деятельностью. Дети рисуют, лепят, мастерят своими руками. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих мыслей и чувств.

В психокоррекционных занятиях используется и сказка-терапия. В занятиях принимают участие дети с различными нозологиями (нарушениями активности и внимания, расстройствами экспрессивной речи, задержкой психического развития). От занятия к занятию прослеживается положительная динамика: ребятишки проявляют творческую и речевую активность в выражении переживаний своего персонажа, обрисовки его характера. Обогащается их словарный запас, улучшается память, самоконтроль поведения. Повышается самооценка, растет уверенность в своих силах.

 

P.S. Весь комплекс мероприятий, оказываемый специалистами детско-подростковой службы, описать невозможно. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа, включающая работу с семьей и самим ребенком.

 

Аспекты работы с маленькими томичами, имеющими проблемы нервно-психического развития и выраженные речевые расстройства, специалисты обсудят на региональной научно-практической конференции «Психическое здоровье детей и подростков: клинико-эпидемиологические и биологические аспекты», посвященной 20-летию детского отделения пограничных нервно-психических расстройств ОГУЗ «ТКПБ».

Конференция состоится 27 апреля в Томске.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 11 =