Там, где согреваются сердца

Детский дом № 4 стал опорным пунктом для детей, семей и выпускников

 

В кабинете директора 4-го детского дома – озабоченная 20-летняя девушка. Ей нужно срочно оформить доставшееся по наследству жилье, а куда идти и какие документы собирать – разобраться не может. В такой ситуации и опытный человек растеряется, что уж говорить о недавней выпускнице детского дома…

Вместе с директором Павлом Железчиковым составляют «план действий»: за чем и в какие инстанции следует обратиться.

– Будут проблемы, сразу звони, не затягивай! – напутствует девушку Павел Кириллович и поясняет: – Чаще к нам за постинтернатной поддержкой приходят с проблемами посерьезней: с юридическими вопросами или когда нужна помощь опытного человека, специалиста…

Три в одном

Недавно в томском детском доме № 4 состоялся круглый стол, посвященный поддержке детей-сирот и выпускников детских домов. Организатором выступил областной департамент по вопросам семьи и детей, а участниками стали представители Союза воспитанников детских домов и школ-интернатов, Томского отделения Российского фонда мира, департаментов общего и профессионального образования, здравоохранения, занятости, соцзащиты.

Многие вопросы на круглом столе вызвали споры, но в одном официальные лица, общественники и специалисты оказались единодушны – массу проблем, связанных с адаптацией сирот, сегодня удается решить благодаря тому, что в Томске есть «четверка». Это учреждение объединило под своей крышей сразу три важнейших направления: воспитание детей-сирот, работу с замещающими семьями и сопровождение выпускников детских домов.

– Если раньше основными функциями детского дома были накормить, одеть и дать образование, то сегодня его задачи гораздо серьезней и глубже, – говорит начальник отдела профилактики департамента по вопросам семьи и детей Вера Якимович. – В новом ключе сегодня работают все детские дома области. Но 4-й детский дом, в силу своего местоположения, стал еще и координатором постинтернатного сопровождения выпускников, приезжающих учиться и работать из районов в Томск, площадкой для обмена опытом педагогов.

В прошлом году новаторский подход томичей к роли детского дома уже по достоинству оценили эксперты всероссийского уровня, депутаты Госдумы РФ и представители Минобрнауки, посетившие 4-й детский дом в ходе выездного заседания.

Наука семейной жизни

– Эх, почему раньше не было такой «родительской школы»! После нее и на отношения с собственными детьми смотришь по-другому, – вздыхают выпускники школы приемных родителей детского дома № 4.

– Начинали мы с того, что готовили семьи, в которые устраивались воспитанники нашего детского дома, а теперь работаем с кандидатами, берущими на воспитание детей из разных учреждений, – поясняет руководитель школы приемных родителей Елена Коровина. – В прошлом году нашу школу прошли 47 семей, за 4 месяца 2010-го – уже 44, и желающих все больше.

Обращаются за консультацией по вопросам воспитания приемных ребятишек и семьи, не проходившие подготовку в «родительской школе», узнавшие об этой службе от знакомых.

Подготовить семью, которая сможет принять и воспитать приемного ребенка как родного, нелегко. Но еще трудней восстановить связь воспитанника детского дома с кровными родственниками, наладить для него контакт с пусть не идеальной, зато родной семьей. В «четверке» берутся и за эту работу: разыскивают родственников, выезжают на личные беседы, организуют встречи с участием разных специалистов в детском доме. В результате больше детей стало ходить в гости к своим родным, общаются с ними по телефону. Это особенно важно для старших воспитанников, подростков.

Избежать крайних ситуаций

– Недавно обратился к нам парень из числа сирот. По неопытности пролетел с работой – ему не выплатили денег. За съемное жилье заплатить не смог, трое суток скитался, пришел в детский дом за помощью. Сейчас мы ему временно выделили место в отделении постинтернатного сопровождения, помогаем найти нормальную работу. А что могло случиться, не попади он вовремя к нам? Для этого и нужна постинтернатная поддержка, чтобы избежать крайних и трагических ситуаций, – объясняет директор детского дома № 4 Павел Железчиков.

Сегодня действует три направления этой поддержки: для учащихся 10–11-х классов, для семей выпускников и социальная поддержка выпускников в трудной жизненной ситуации. В основном обращаются по восстановлению утерянных документов, по установлению прав на жилье – таких обращений отработано уже более сотни. При этом задача постинтернатной поддержки – решать проблемы не за выпускника, а вместе с ним, поддержать и направить в начале самостоятельного пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 8 =