Внутренний фашизм

Подробности дела томского офицера, обвиняемого в разжигании межнациональной вражды

 

К штрафу в 160 тыс. рублей и лишению на пять лет права занимать руководящие должности приговорил суд военного офицера Евгения Халепчука. Он обвинялся в возбуждении у своих подчиненных ненависти и вражды к лицам иных национальностей, а также распространении экстремистских видео в Интернете. Гособвинение требовало реального срока, но суд учел смягчающие обстоятельства. Решение вступит в силу на следующей неделе.

 

Взгляды на «не арийцев»

 

Еще в 2008-м в томском и северском сегментах Интернета стала регулярно появляться информация, насторожившая центр по борьбе с экстремизмом УВД по ТО. Некто активно пропагандировал в сети свои взгляды: кавказцев надо гнать из России, а тех, кто не подчинится и добровольно не уедет на историческую родину, – уничтожать. За образец были взяты политика Гитлера в отношении «не арийцев» и его национал-социалистические идеи.

Экстремистский посыл подкреплялся видеороликами со сценами нападений скинхедов, плакатами, текстовыми файлами. Агитатор не занимался спам-рассылкой, но выкладывал материалы для свободного доступа, общался с посетителями его страницы, предлагал скачать информацию и даже обещал поделиться соответствующей атрибутикой.

Специалистам центра не составило труда установить, откуда дует ветер. Вычислили: Евгений Халепчук, 28-летний военнослужащий, старший лейтенант, командир стрелкового взвода в Северске.

Сделав свою часть работы, милиционеры направили собранный материал в военную прокуратуру Томского гарнизона. Началась проверка. Старлей попал под пристальное, но негласное наблюдение.

– В ходе работы выяснилось, что аналогичную пропаганду Халепчук вел и среди подчиненных в своей воинской части, – сообщил военный прокурор Томского гарнизона подполковник юстиции Роман Таршис, поддерживавший обвинение в суде.

 

Если враг не сдается…

 

Ненависть к «лицам кавказской национальности» осталась у Евгения со времен чеченской кампании – он участвовал в контртеррористических операциях. Теперь офицер убеждал солдат: от «черных» надо избавляться повсеместно. Они готовятся к войне. Они не щадят русских. И надо успеть принять адекватные меры.

При этом грань между террористами и мирно проживающими на российской территории гражданами сама собой стерлась.

– Многие в части были в курсе деятельности Халепчука. Понимали, что она направлена на разжигание межнациональной вражды, – продолжает Таршис. – Но, видимо, не придавали этому должного значения.

(Позднее военная прокуратура внесла соответствующее представление, виновные начальники были привлечены к дисциплинарной ответственности. Суд в частном постановлении также указал, что причиной и условием, способствующими совершению преступления, стало отсутствие реакции со стороны командования).

 

В форме немецкого летчика

 

Происходили в части и совсем уж дикие вещи. Халепчук появлялся среди сослуживцев и горожан в форме немецкого летчика с фашистской символикой, которую купил специально. То есть наглядно демонстрировал приверженность взглядам Адольфа Гитлера.

Наверное, офицер мог бы впоследствии как-то объяснить в суде, почему надел подобную форму. Не стал. Вместо этого сказал, что Гитлер для России – враг номер один. И лично для Халепчука тоже: его дед погиб на войне, бабушка трижды бежала из концлагеря.

Позже было установлено, что штаны и куртка с нашитой свастикой вовсе не оригинал. Их Халепчук приобрел в Киеве на рынке – «все было пошито в Одессе на Малой Арнаутской»…

Примечательно, что психолого-психиатрическая экспертиза признала Евгения Халепчука вменяемым.

 

За то, что раскаялся

 

– Для сбора данных потребовалось относительно немного времени, – продолжает Роман Таршис. – Но для того чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела, необходимо было проведение лингвистического исследования, которое бы подтвердило: распространяемая Халепчуком информация действительно направлена на разжигание ненависти в отношении лиц других национальностей.

Лингвистический анализ специалисты из томских вузов закончили только к августу 2009-го. Все признаки преступления были налицо. Прокуроры направили собранные материалы и результаты проверки в военно-следственный отдел.

Следствие заняло семь месяцев и завершилось в начале апреля 2010 года. Дело было передано в Томский гарнизонный военный суд. В качестве свидетелей вызывались порядка сорока человек. Военнослужащие, которые видели и слышали выступления Халепчука, люди, которые ознакомились с экстремистской информацией через Интернет.

14 мая Евгению Халепчуку вынесен приговор. Суд признал его виновным. Гособвинение требовало для подсудимого три года лишения свободы. Но суд учел смягчающие обстоятельства: признание вины, раскаяние, участие в боевых действиях и то, что супруга подсудимого должна вот-вот родить. Приговор скинхеду в погонах – штраф в 160 тыс. рублей и лишение права в течение пяти лет занимать руководящие должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − четыре =