В мире мер

Суховатая метрология может быть интересной, если взглянуть на нее из глубины веков

 

Всем со школьной скамьи знакомы такие термины, как сантиметр, килограмм, литр. Между тем еще век назад в обиходе были другие меры: верста, фунт, пуд. Теперь они прочно забыты. А такие величины, как пядь с кувырком, косая сажень, золотник, и вовсе представляются какими-то сказочными, фольклорными.

Объяснить, что они обозначают, пожалуй, затруднится любой человек. А вот Вячеслав Шевцов, доцент кафедры отечественной истории ТГУ, старорежимную метрологию знает назубок.

 

Сломанный аршин – ценность

 

Эта на первый взгляд скучноватая тема увлекла Вячеслава настолько, что он написал по ней целую монографию. Проиллюстрировал книжку фотографиями, сделанными в Санкт-Петербургском музее метрологии, где хранятся разные диковинные меры со всего мира. На цветных снимках – ряды брутальных чугунных гирь, футляры с миниатюрными фарфоровыми разновесами, образцовый аршин, стеклянный полуштоф – водочная бутыль, медная чарка – питейная мера…

– Старинных мер сохранилось очень мало, – рассказывает Вячеслав. – Дело в том, что метрическая система постоянно менялась, совершенствовалась. Когда появлялись новые эталоны, старые шли на переплавку, на слом. Смешно, но эти неказистые поржавевшие меры очень ценят собиратели редкостей.

 

На расстоянии крика

 

Сейчас люди изобрели множество высокоточных приборов, с помощью которых можно посчитать и измерить как мельчайшие наночастицы, так и громаднейшие космические тела.

А во времена минувшие «мерой всех вещей» был сам человек – его пальцы, руки, ноги. Поэтому и единицы измерения имели антропоцентрические названия: вершок (верх перста), пядь (расстояние между большим и указательным пальцами), локоть, сажень (размах рук взрослого мужчины). Пройденный путь наши предки мерили шагами. «Крик» обозначал расстояние в пределах слышимости человеческого голоса. Объем определялся тем количеством, которое человек мог взять, унести – горсть, охапка, щепоть. Все эти меры были приблизительными, так как зависели от индивидуальных физических параметров человека.

С развитием торговли, промышленности, строительства появилась необходимость эти меры уточнить, зафиксировать в деревянных или металлических отрезках, градуированных емкостях. Так появились первые линейки, веревки разной длины – прообразы рулеток, а также бочки, мерные кружки, гири…

 

Три фунта лент

 

– Интересно, что в быту наши предки не стремились все посчитать и измерить, боясь положить этому предел, – рассказывает Вячеслав Шевцов. – В крестьянских семьях обычно не измеряли рост детей, чтобы они не перестали расти, не называли количество собранного урожая, не вели учет поголовья домашних животных. Благодаря тому появились такие выражения, как «зерна немерено», «неисчислимые стада», «несметное богатство». А новгородцы, например, яростно сопротивлялись переписи, считая это предвестием конца света.

– Но современный человек в своей повседневной жизни не может обойтись без измерений, – продолжает Вячеслав. – Едет в автомобиле – смотрит на спидометр, мечтает приобрести столько-то квадратных метров жилья, готовя обед, заглядывает в поваренную книгу, где рецепты даны в граммах и миллилитрах. Да и наша речь изобилует выражениями народной метрологии: «семи пядей во лбу», «горсть крупы», «саженного роста», «от горшка два вершка». А филологи, слышал, щеголяют поговоркой: «Семь аршин говядины и три фунта лент» (дескать, бессмыслица какая-то!). Так что древняя метрология иногда добавляет краски в нашу речь и заставляет улыбнуться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × три =