А эта дорога ведет к храму?

(Окончание. Начало в «ДД» № 20 от 28 мая 2010 г.)

В прошлом номере «ДД» мы начали разговор о том, что, хотя эксперимент по внедрению в школе «Основ православной культуры и светской этики» только начался, в Томской области есть школы, которые имеют многолетний успешный опыт духовного, нравственного воспитания и преподавания основ православной культуры. Практика духовно-экологической школы МОУ «Поросинская СОШ» Томского района является в этом отношении уникальной. По просьбе «ДД» директор поросинской школы Владимир Чириков рассказывает об учителях и детях, об истории образовательного учреждения и его сегодняшнем дне.

 

Директор МОУ «Поросинская СОШ» Томского района заслуженный учитель РФ Владимир Чириков:

«Некоторые ученики открыто говорят, что их не интересует религия. И никто не принуждает их занимать искусственную позицию. Это в корне противоречило бы евангельскому духу любви и нравственной свободы личности. За все двадцать лет опыт духовно-нравственного воспитания в поросинской школе ни разу не потерпел крушения. Наши выпускники создают крепкие семьи, и сегодня к нам в школу приходят учиться уже их дети».

 

– Для меня и для всего нашего педагогического коллектива нет сомнений, что школьное воспитание должно осуществляться через призму нравственных и духовных ценностей, в нашем случае это традиционное для России Православие. Я верующий человек, никогда не скрывал и не скрываю этого. Воспитывался в религиозной семье, моя бабушка служила псаломщицей в храме. А вообще я человек южный, родился и вырос на Волге, в Астрахани, где много солнца. Благодаря своей малой родине научился видеть и понимать красоту окружающего мира.

Идея создать школу духовно-экологической направленности родилась в 1989 году и была для меня вполне органичной. До этого я семь лет занимал должность секретаря комсомольской организации «Артека». Когда Советский Союз рухнул, я понял, что со своим дипломом учителя русского языка на Украине не буду нужен. Тогда как-то сама собой собралась группа педагогов-единомышленников, горящих идеей создать школу, где весь образовательный и воспитательный процесс будет пропущен через призму именно православной культуры, традиционных для России духовных ценностей. Мы представили наш проект в Министерстве народного образования СССР, получили поддержку Алексея Константиновича Бруднова, который тогда уже пришел к Православию, Госкомитет СССР выдал соответствующие документы.

Волею судеб спустя какое-то время я оказался в Поросино. Год присматривался к коллективу и ни слова не говорил о своей задумке. Наконец настал тот прекрасный момент, когда педагоги меня сами спросили: «Владимир Иванович, что же все-таки вы хотите сделать?» Тогда я им говорю: «Вы сами меня об этом спросили. Рассказываю». Учителя как-то сразу и единодушно откликнулись, хотя далеко не у всех и не сразу сложилось понимание, какой же должна стать наша школа в будущем, какими должны быть они сами, какими должны быть наши ученики. Однако педагоги полностью доверились мне. Они были полностью открыты и готовы к переменам. Именно это я считаю настоящим чудом! И как верующий человек в этом я вижу Руку Божию.

У нас сразу же закипела работа, приходилось многое менять, многому учиться. Конечно же, не обходилось без скепсиса и сомнений. Например, когда я говорил, что у нас в школе будет зимний сад, учителя только улыбались, мол, с нашими-то сорвиголовами. Сначала дети в зимнем саду обрывали листья, бросали в аквариум иголки, Коля Заборский оторвал головы канарейкам. Вся агрессия, вся злоба, с которой дети сталкивались во внешнем мире, выплескивались в школе. Точно так же море выбрасывает окурки и прочую грязь. День за днем нужны были титанические усилия воли, чтобы не потерять надежду и веру, что все получится.

Всегда большой поддержкой для меня были актер театра и кино, режиссер, народный артист России Николай Бурляев и Наталья Сергеевна Бондарчук, с которыми я много лет нахожусь в дружеских отношениях. Общение с этими искренне верующими людьми очень вдохновляло меня, во многом определяло векторы того дела, которым я занимаюсь, задавало нравственные ориентиры.

Сегодня мы, можно сказать, пожинаем плоды многолетнего труда. У нас чудесный зимний сад, рядом со школой – экопарк. Все создано руками детей. Теперь никому и в голову не приходит, что можно подойти и оборвать листочек, что-то испортить.

Сегодня в школе учится 182 человека, причем 80 с асоциальным поведением. Те, кто не прижился в других школах, приходят к нам. В Поросино привозят детей из Томска, Северска, Кудринки, Зоркальцева, Бориков, Светлой Поляны. Мы принимаем каждого. В то же время у нас учатся одаренные, талантливые дети из очень хороших, в том числе верующих семей. И все между собой прекрасно уживаются. Все, кто приезжает к нам, отмечают, что атмосфера в школе очень теплая. А ее ведь не придумаешь и не «нарисуешь» за пять минут. Многие спрашивают: как вам это удается? Ответ прост: мы делаем свое дело во имя любви, ради Бога, ради Его Высшей правды. Наша школа существует не для того, чтобы показывать хорошие результаты по единому госэкзамену. Мы работаем для того, чтобы здесь было хорошо детям: для многих из них зачастую и нет другой точки опоры и надежды в жизни. Школа призвана не только дать знания по ряду дисциплин, но и сформировать нравственный стержень личности, который и будет определять всю дальнейшую жизнь человека. О прямой взаимосвязи состояния каждой отдельной личности и всего общества в целом, равно как и наоборот, написано уже много, и говорить об очевидности данной связи, я думаю, излишне. В какой форме реализуется духовно-нравственное воспитание – это вопрос второстепенный. В нашей школе это факультативные занятия, классные воспитательные часы, общешкольные собрания по понедельникам, в которых участвуют и ребята, и учителя. За все двадцать лет опыт духовно-нравственного воспитания в поросинской школе ни разу не потерпел крушения. Наши выпускники создают крепкие семьи, и сегодня к нам в школу приходят учиться уже их дети.

Занимая должность директора, я открыто исповедую свою христианскую веру – например, в кабинете у меня висят иконы. Духовным окормлением школы занимается священник Максим Миронов, настоятель храма Божией Матери Одигитрии в Зоркальево.

Мы с уважением относимся к представителям других традиционных религий. Я только приветствую инициативу педагогов по ознакомлению учеников с актуальной культурной средой, то есть традициями тех народов, которые живут с нами рядом. Некоторые дети открыто говорят, что их не интересует религия. И никто не принуждает их занимать искусственную позицию. Это в корне противоречило бы евангельскому духу любви и нравственной свободы личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 14 =