Как превратить ТСЖ из юридических уродов в нормальные организации
В первоначальном плане рабочей группы был объезд нескольких томских ТСЖ. На ходу программу переиграли – был организован круглый стол, на который пригласили председателей товариществ собственников жилья и руководителей УК. В ходе встречи на вопросы ответили заместитель председателя комитета Госдумы РФ по собственности Евгений Богомольный и член комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Константин Шипунов.
– Какой будет дальнейшая судьба 185-ФЗ и Фонда содействия реформированию ЖКХ?
– Фонд в том виде, в котором он есть сейчас, закончит свою работу в 2012 году. Сложно сказать, что будет дальше, конкретных политических решений еще не принято. Безусловно, софинансирование продолжится. Но надо понимать, собственник будет платить все больше и больше. Если сейчас прохождение денег через фонд предполагает пятипроцентное участие собственника, в дальнейшем процент будет увеличиваться.
Но есть четкое понимание, что останавливать этот процесс нельзя. За те 250 млрд рублей, которые были выделены по 185-ФЗ, было отремонтировано лишь 13% жилья. Переселить из ветхого и аварийного удалось 30%.
Сейчас у нас есть четыре основных вопроса – это тарифы, ветхое и аварийное жилье, капитальный ремонт и строительство нового жилья. Все эти темы требуют серьезного решения и будут переданы председателю правительства.
– Все ТСЖ имеют одну проблему – взыскания задолженностей по коммунальным платежам. Люди, понимая пробелы в законодательстве, по сути, ускользают от нас всеми путями, а остальные вынуждены платить за них.
– Сегодня законов, как бороться с должниками, достаточно. Вы можете подать в суд, он вынесет постановление о взимании денег. Доходит вплоть до ареста квартиры, если это не единственное жилье.
То, что из-за неплательщиков страдает весь дом, – это технические моменты, изменить которые невозможно. Как можно перекрыть доступ к воде конкретному человеку, если стояк один? Прийти в квартиру и перекрыть вентиль?
Много жалоб слышим и в отношении судов по таким вопросам. По нескольку месяцев истцам приходится доказывать, что этот человек является неплательщиком. Но это вопросы не законодателей, а судей. Мы приняли закон, который повышает ответственность судов на затягивание дела, чиновников за непредставление информации. Но нельзя придумать закон под каждый случай.
– ТСЖ – некоммерческая организация, и у нас возникает много вопросов по налогообложению. Почему налог на прибыль должен бить по тарифам? Планируется ли изменение федерального законодательства?
– Да, мы хорошо понимаем, что некоммерческая организация, оказывающая коммерческие услуги, – это юридический урод. Сегодня разрабатываются законопроекты и поправки в Жилищный кодекс, которые касаются этих моментов, но особых законов по ТСЖ мы не планируем. Томским председателям мы предлагаем сформулировать свои предложения по изменению Налогового кодекса. Они буду учтены.
– Что делать со строительными компаниями, которые, закончив строить дом, ликвидируются, и гарантия на дом, по сути, теряется?
– Эта проблема уже решена. С 1 января 2010 года внесены изменения в Жилищный и Градостроительный кодексы. Все строительные организации теперь входят в систему саморегулирования, где есть компенсационный фонд и страхование рисков перед третьими лицами. СРО обязан компенсировать строительные недоделки.
– Зачем управляющим компаниям объединяться в СРО?
– Сейчас управляющие компании практически никак не отвечают перед собственниками. Уставного капитала нет, требований к руководителям нет. Те, кто добросовестно работает, должны объединяться в СРО, а вот в отношении остальных будут возникать сомнения.
По-другому отвечать перед собственниками невозможно – нет механизмов. И государственное регулирование путем выдачи лицензий здесь не поможет. К чему это привело в строительстве, мы знаем. Лицензии стали продавать в подземных переходах.
СРО также создает стандарты качества, отслеживает их исполнение вплоть до дисциплинарных судов. И последнее – у СРО есть компенсационный фонд и страхование ответственности перед третьими лицами.
В прошлом году этот процесс у нас пошел. Сейчас существует 30 СРО в 42 регионах. Создано также национальное объединение организаций, управляющих недвижимостью, куда входит более 900 УК.
Комментарий
Владимир Пехтин, первый заместитель руководителя партии «Единая Россия»:
– Томск – это хороший пример, как надо работать исполнительной и законодательной власти. Мы видели много городов, где городская и областная администрации не находят взаимопонимания. В Томске оно найдено. Конечно, проблемы возникают. Но те вещи, которые происходят в сфере ЖКХ, подходы, которые выработаны здесь как на законодательном уровне, так и в отношении привлечения инвестиций, заслуживают самой положительной оценки.
В других субъектах мы сталкивались с проблемами, которых в Томске нет. Это проблемы плохой информированности граждан, большого количества перекупщиков и перепродавцов ресурсов у организаций-поставщиков, полная неразбериха с управляющими компаниями и т.д. Что говорить, если в Самаре, например, администрация даже не была в курсе, что она утверждает нормативы потребления на воду, на тепло для граждан. Невозможно перечислить все негативные моменты, которые мы за полгода изучили, объезжая субъекты. Томск отличается в положительном плане. Понятно, что без участия администрации области и города этого не будет.
И я, и мои коллеги в Томске впервые. Мы видим ухоженный город, в котором ведется строительство, идет привлечение инвестиций, есть взаимопонимание между генерирующими компаниями, которые осуществляют поставку ресурсов для потребителей. Это способствует хорошему прохождению реформы ЖКХ.
Из недочетов могу отметить неучастие энергетических компаний в программах государственно-частного партнерства. Это громадное количество средств, которые можно привезти на территорию и эффективно использовать. Миллиарды, которые на протяжении нескольких лет, несмотря на кризис, в федеральном бюджете остаются и не расходуются. Проекты, которые мы сегодня обсуждали с энергетиками, как раз подходят под это финансирование. Нужно только приложить усилия и подготовить проект.