Александр Таловский: «Нелегкая» легкая промышленность

Легкая промышленность Томской области не может похвастаться большим к себе вниманием: ни до, ни после перестроечного периода эта отрасль не входила в число приоритетных направлений развития региона. И все же, пережив системный отраслевой кризис постсоветского периода, время экономических реформ, сопровождаемое мощной интервенцией нелегального китайского ширпотреба, финансовый кризис наша «нелегкая» отрасль выстояла. И можно с определенной долей уверенности говорить о перспективном развитии этой сферы потребительского рынка.

 

Демонстрация роста

 

Сегодня легкая промышленность Томской области объединяет более 100 предприятий, которые производят продукцию в объеме более 400 млн рублей в год.

За последние пять лет объем производства бельевого трикотажа на территории Томской области вырос почти в два раза, постельного белья – в пять раз; по данным статистики, рентабельность текстильных и швейных товаров томского производства выросла более чем на 10% к уровню 2005 года.

По итогам четырех месяцев 2010 года областные предприятия легкой промышленности продемонстрировали общий рост объемов производства на уровне 19,4% к соответствующему периоду 2009-го в текстильном и швейном производстве и 36,2% – в обувном.

В заботе о потребителе, выпуске конкурентоспособного продукта, а порой и считая делом чести, томские производители товаров легкой промышленности не раз становились лауреатами и дипломантами областного конкурса «Лучшие товары и услуги Томской области» с последующим участием в программе «100 лучших товаров России». По итогам 2009 года знака «100 лучших товаров России» удостоена продукция томских обувщиков.

 

Конкурентоспособность

 

Несмотря на имеющиеся сложности, руководители ведущих томских предприятий легкой промышленности, привлекая собственные и заемные средства, принимают меры по техническому перевооружению производства с целью повышения качества и расширения ассортимента продукции, успешной конкуренции на товарных рынках.

Примером этого являются такие предприятия, как «Том-Текс», реализующий проект по выпуску носочно-чулочных изделий, ранее не производившихся в области, Томский завод резиновой обуви и компания «Ронокс», выпускающие на рынок новые модели обуви за счет проводимой модернизации производства.

На фоне проблем с сырьем и швейной фурнитурой интересен пример ООО «Фабрика игрушки «Царина» по созданию и уже реализации наиболее полного производственного цикла, который начинается с переработки синтетического волокна, включает доработку мелкой фурнитуры и заканчивается изготовлением швейных изделий и мягких игрушек. Главная цель такой работы – минимизация затрат, достижение конкурентоспособной цены и как итог – достижение максимальной прибавочной стоимости и получение максимальных доходов.

Ряд томских производителей товаров легкой промышленности активно развивают розничную торговлю, проводят активную политику продвижения своих товаров за пределы региона. Это продукция под торговыми марками «Милослава», «RVS», «Ронокс», «M.RULES», «AVI».

Томские товары можно найти на прилавках городов европейской части страны, уральского и сибирского регионов. В Москве можно встретить детскую одежду, в Екатеринбурге и Новосибирске – трикотажные изделия для детей и женщин. Томскую кожаную обувь ждут в Кемеровской области и на севере Томской области, а резиновую обувь знают за пределами Российской Федерации.

 

Механизмы поддержки

 

Неоспоримым условием преодоления технологического отставания и создания современного эффективно работающего предприятия является реальный приток инвестиций, направленный на модернизацию производства. Для предприятий легкой промышленности это задача номер один. На уровне федеральной и областной власти разработаны механизмы, направленные на стимулирование технического перевооружения предприятий.

Также в настоящее время для поддержки предприятий легкой промышленности реализуются государственные меры, включающие обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на импорт не производимого в России оборудования и на некоторые виды сырья, не взимается налог на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране.

Принимая во внимание главную проблему отраслевиков – засилье низкопробной нелегальной продукции, государство твердо встало на защиту российского рынка от контрабанды и контрафакта. В результате, по данным Минпромторга России, доля нелегальной импортной обуви сократилась в 2009 году на 8%, а сам же обувной рынок в отличие от всех других промышленных рынков, напротив, вырос.

О позитивных общероссийских тенденциях говорит и тот факт, что в период кризиса отмечен интерес к качественной недорогой продукции, представленной отечественными производителями товаров легкой промышленности. И есть надежда, что недалек тот час, когда приоритеты покупательских предпочтений будут отданы не только отечественным продуктам питания, прежде всего местного производства, как это происходит сейчас, но и товарам народного потребления.

Со своей стороны в рамках работы департамента потребительского рынка проводятся мероприятия, направленные на формирование и реализацию активной политики продвижения томских товаров легкой промышленности на внутрирегиональном рынке.

Это налаживание взаимовыгодного сотрудничества между томскими предприятиями легкой промышленности и другими сферами потребительского рынка; работа с малыми предприятиями по сопровождению проектов в областных конкурсах «Бизнес-старт» и «Первый шаг».

К примеру, в 2009 году финансовую поддержку получили десять проектов сферы легкой промышленности на сумму более 2 млн рублей, из них действующих в сфере текстильного и швейного производства (не услуги) – пять малых предприятий Первомайского, Верхнекетского, Молчановского и Томского районов.

К функциям департамента относится и поддержка инвестиционной деятельности курируемых предприятий. По итогам 2009 года, объем инвестиций на модернизацию текстильного и швейного производства в Томской области (по полному кругу предприятий) в четыре раза превысил показатели предыдущего года и составил 6,9 млн рублей. Субсидирование из областного бюджета по инвестиционным проектам при нашей поддержке получили два томских предприятия на сумму 1,5 млн рублей.

Департаментом проводится работа по созданию благоприятных условий местным товаропроизводителям одежды, обуви, текстильных изделий при размещении публичных закупок.

Так, совместно с рядом департаментов, отвечающих за социальное направление, проведены мероприятия по налаживанию сотрудничества между организациями социального обслуживания Томской области и предприятиями, входящими в ассоциацию предприятий легкой промышленности на территории Томской области. К сожалению, предприятия социальной сферы не часто обращаются к нашим производителям, предпочитая закупать некачественную китайскую продукцию в розничных сетях. Хотя томские предприятия предлагают порой более выгодные условия и, несомненно, более качественную продукцию.

Сегодня я призываю областные организации социального обслуживания обратить внимание на продукцию местных производителей. Развитие томских предприятий – это увеличение налоговых поступлений в бюджет области, дополнительные рабочие места.

***

Самое важное и ценное в любой работе – люди, которые вкладывают в нее свои силы. Поэтому сегодня хочу обратиться к каждому труженику и ветерану нашей «нелегкой» отрасли.

Здоровья и счастья вам и вашим близким, успеха в осуществлении жизненных планов и целей, ведь залогом стабильности в работе во многом служит личное и семейное благополучие. Пусть счастье в ваших семьях будет надежной поддержкой в профессиональной деятельности, а успехи в работе – залогом надежности вашего дома.

Успехов вам в вашей благородной работе, дающей людям радость, уют и комфорт!

 

Легкая промышленность Томской области объединяет более 100 предприятий, которые производят продукцию в объеме более 400 млн рублей в год.

 

Ряд томских производителей товаров легкой промышленности активно развивают розничную торговлю, проводят активную политику продвижения своих товаров за пределы региона. Это продукция под торговыми марками «Милослава», «RVS», «Ронокс», «M.RULES», «AVI».

 

По итогам 2009 года, объем инвестиций на модернизацию текстильного и швейного производства в Томской области (по полному кругу предприятий) в четыре раза превысил показатели предыдущего года и составил 6,9 млн рублей.

Елена Хлестунова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =