Приоритеты для «первички»

Главврач горбольницы № 3 Михаил Лукашов убежден, что триаду «ремонт – оборудование – кадры» нужно выстраивать в обратной последовательности

Лукашов Михаил Александрович родился во Владивостоке, жил в Средней Азии. В 1989 году окончил ТМИ (СибГМУ). 16 лет работал в Томской железнодорожной больнице хирургом, урологом, заместителем главврача по лечебной работе. С 2005-го – главный врач городской больницы № 3.

Супруга Лариса – профессор кафедры инфекционных болезней СибГМУ. Дочь Алена окончила лечфак и ординатуру медуниверситета.

Территория третьей горбольницы занимает почти целый квартал. Большой стационар, инфекционный корпус, поликлиника (еще одна – на пр. Ленина), травмпункт, аптека, скверик… Все компактно. Аккуратно. А если начинать знакомство со входного комплекса – еще и красиво. Внешний облик одного из крупнейших ЛПУ Томска разительно поменялся за последние пять лет. Ровно столько времени «третьей» руководит Михаил Лукашов.

 

Прозрачность как стимул

– Михаил Александрович, пять лет – знаковая веха. Можете подвести итоги и дать оценку сделанному?

– Я могу подводить итоги, но не могу давать оценок – это должны делать другие люди.

– Но ведь даже визуально очевидно, что сделано очень много.

– Наверное, да, сделано много. Начиная с восстановления освещения на улице, которое не работало 15 лет, и полной замены старой мебели до приобретения большого количества оборудования, проведения капитального ремонта. Все это важно, но для меня куда важнее другие моменты. Например, открытость отношений между администрацией и коллективом.

– Что вы вкладываете в это понятие?

– С моей стороны – способность держать слово: если что-то сказал, значит, должен сделать. Со стороны коллектива – доверие. Когда я пришел сюда в 2005-м, больница по всем внебюджетным источникам зарабатывала в месяц 250 тысяч рублей. Расходовались они на различные нужды, но не на выплату зарплаты. Один из упреков, который звучал от коллектива, – куда администрация тратит эти деньги? Мы составили договоры с отделениями, где четко прописали взаимные обязательства. Администрация гарантировала, что отделения получат от заработанных средств определенный процент и сами будут решать, на какие нужды их направить. Спустя четыре месяца больница заработала первый миллион.

– Вы считаете, прозрачность стала одним из стимулов?

– Считаю – да.

 

Компьютер против очередей

– Приходилось слышать, что вы в числе первых в городе стали заниматься информатизацией. Это так?

– Не преувеличу, если скажу, что мы стали лидерами в Томске. Если в 2005 году у нас было не более десяти компьютеров, то в прошлом – 170. Причем сейчас это не старье, списанное и подаренное в больницу, а машины современного уровня. Начали с оборудования рабочих мест участковых врачей и медсестер поликлиники, укомплектовали регистратуру, теперь переходим на стационар.

– Что это вам дало?

– Возможность максимально оптимизировать работу участковых терапевтов, ликвидировать талонную систему, упразднить очереди в регистратуру.

– Не очень понятно. Расшифруйте, пожалуйста.

– Как вы считаете, 15 минут на прием пациента врачом – это много или мало?

– Мало.

– Но это практика многих стран, с ней не поспоришь, под нее надо подстраиваться. Для этого нужно посмотреть изнутри: как максимально разгрузить врача, чтобы он уложился в 15 минут. Мы провели детальный хронометраж манипуляций, составили алгоритм действий, ввели его в информационную систему. Но столкнулись с тем, что врач ускорил работу, однако при этом на него легла часть функций медсестры. Поставили компьютеры и медсестрам, сейчас у нас таких рабочих мест 15. Параллельно оснастили компьютерами регистратуру. Одновременно решали больную проблему дозвона. Раньше ведь до регистратуры было невозможно дозвониться, потому что регистратор вел живую запись и одновременно отвечал на звонки. Мы вывели часть регистратуры, которая занимается телефоном, в отдельное помещение. Установили многоканальные аппараты, увеличили число сотрудников, договорились, чтобы звонки были бесплатными. Максимальное время ожидания ответа довели до 30–35 секунд. В один прекрасный день вывесили объявление: «Уважаемые пациенты! Талоны больше не выдаются». Все! Гигантские очереди в регистратуру, унижающие человеческое достоинство, исчезли как явление. Бывают, конечно, шероховатости, связанные с человеческим фактором. Но существует возможность технического контроля: установлены видеокамеры, ведется запись разговоров регистраторов с пациентами. Всегда можно выяснить, кто прав, кто виноват в конфликте.

 

Узкое место

– Электронное расписание, ликвидация талонов и очередей, внедрение индивидуальных штрих-кодов – все это замечательно. Но при этом пациенты – не только у вас, но и в других ЛПУ – продолжают жаловаться на то, что невозможно попасть к узким специалистам. Почему?

– Потому что самая большая проблема, которая стоит перед первичным здравоохранением, – кадровая. Вот вы звоните в регистратуру, говорите, что хотите попасть к невропатологу, вам вежливо отвечают: звоните завтра. Завтра, послезавтра и на третий день вы слышите то же самое. Вы звереете, обрушиваетесь на регистратора с руганью и швыряете трубку. Но у регистратора существует определенный предел записи. А если учесть, что одно время у нас вместо трех неврологов работал один, и тот на полставки, то можете себе представить, сколько приходилось ожидать приема. То есть, решив проблему очередности в регистратуру, мы не решили проблему доступности специалистов. Ситуация с недоукомплектованностью кадрами из критической переходит в катастрофическую. Откройте раздел вакансий на сайте департамента здравоохранения: требуются инфекционисты, урологи, неврологи, медсестры… Требуются все!

– Это кажется странным, ведь профессия врача всегда считалась престижной, а конкурсы в медицинские вузы были и остаются огромными. Куда же исчезают выпускники?

– По неофициальной статистике, из выпускников медицинских вузов только 30 процентов устраиваются в здравоохранение. Почему? Потому что нагрузке и ответственности врача абсолютно не соответствует оплата его труда. Сегодня наблюдаются две тенденции: молодежь к нам не идет, а опытные от нас уходят.

– В свое время было столько шума вокруг повышения зарплаты участковым врачам и медсестрам. Эта мера не сработала?

– На тот период времени сработала. Проблему укомплектованности поликлиник участковыми терапевтами удалось снять. Но, сделав один шаг вперед в плане финансового обеспечения, не сделали следующего: зарплата остальных специалистов осталась на прежнем уровне.

 

Отношение государства и общества

– Получается, что государство недооценивает роль врача?

– Оно недооценивает роль первичного звена в здравоохранении. Деление медицинских учреждений на федеральные и муниципальные привело к финансовому расслоению. Средняя зарплата рассчитывается в целом по отрасли, но на самом деле муниципалы не могут конкурировать с федералами. А ведь все держится на первичном здравоохранении. Это мировая тенденция. Например, доклад ВОЗ за 2008 год назывался: «Первичная медико-санитарная помощь сегодня важнее, чем когда-либо». В любой стране «первичка» – это основа, и отношение к ней должно быть соответствующее.

– Зато отношение общества к врачу первичного звена по-прежнему уважительное.

– К сожалению, это тоже не так. Отношение общества к человеку в белом халате меняется в худшую сторону. Разве можно было раньше представить, чтобы медицинского работника оскорбили, ударили? А сейчас? Вы бы видели, какие дикие сцены происходили у нас в приемном отделении, когда в Томске ликвидировали медвытрезвитель! По этой причине, кстати, у нас тоже был отток медперсонала. Сегодня врач абсолютно не защищен.

 

Через трудности – вперед

– Вот вы, Михаил Александрович, говорите: все плохо. А сами активно двигаете свое учреждение вперед.

– Я не говорю, что все плохо, я говорю, что есть проблемы, которые нужно решать.

– Расскажите, что планируете сделать в ближайшее время и чего хотели бы пожелать коллегам в преддверии праздника?

– Планов много. И по внедрению элементов телемедицины, и по комплексному решению проблемы энергосбережения (проведем эксперимент в инфекционном корпусе), и по переводу на совершенно новый уровень отделения челюстно-лицевой хирургии. Продолжим развитие информатизации в отделениях стационара. В августе надеемся запустить новое рентгеновское оборудование, впервые среди муниципальных ЛПУ Томска предоставим возможность пациентам на платной основе (для малообеспеченных категорий будут бесплатные квоты) пройти у нас магнито-резонансную томографию. Так что на месте мы не стоим, развиваемся.

В преддверии праздника хочу высказать самые искренние слова благодарности всем медработникам за их тяжелый труд. Желаю здоровья, солнца, счастья и понимания со стороны общества и государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =