Оберегательная касса

Культурное наследие можно популяризовать в виде оригинальных украшений, наладив перспективный бизнес

 

Уникальная косторезная мастерская появилась в Томске. Ее организовали молодой предприниматель Алексей Степанов и художник Сергей Добрынин, изготавливающий этнические сувениры по мотивам археологических находок, обнаруженных учеными на горе Кулайка в Чаинском районе Томской области в 1920-е.

Цель их тандема – не просто заработать деньги на популярной сегодня «этнике», а, прежде всего, донести до каждого томича и гостя региона историю о самобытной культуре древних поселенцев Сибири.

 

Бобры и птицы из кости

По словам Сергея Добрынина, он давно очарован мифологией хантов и селькупов, их дивным орнаментом, магическими оберегами. А когда в Краеведческом музее открылась выставка кулайской металлопластики, буквально влюбился в загадочные фигурки зверей и птиц, стал вытачивать их из кости.

– В кулайском искусстве насчитывается около 200 образов, – рассказывает Сергей. – В своем ремесла я использую пока только семь – это изображения лося, бобра, змеи, руки человека и др. Они символизируют благополучие, трудолюбие, мудрость, творческое действие – то, что ценят многие люди. С практической точки зрения, выбранные образы легко адаптируются под украшения.

Творческому процессу предшествует трудоемкая первичная обработка материала: мастер покупает бычьи кости, долго вываривает их, чистит, разрезает на пластины, шлифует. Затем карандашом наносит рисунок на заготовку, выпиливает лобзиком, вытачивает мелкие детали бормашиной…

– Несмотря на имеющиеся шаблоны, художественную обработку делаю вручную, – поясняет Добрынин. – А поскольку я не копировальный станок, все изделия неуловимо отличаются друг от друга. В этом и есть притягательность хендмейда.

 

Кулайский бренд

Сначала Сергей раздаривал украшения и аксессуары друзьям, потом посыпались заказы, в том числе и от иностранцев. Наряду с берестяным туеском гостям Томска хотелось увезти на родину этнический сувенир, напоминающий о том, что в таежном крае когда-то существовала высокоразвитая цивилизация.

В какой-то момент спрос превысил предложение. Тут бизнес-идею предложил молодой предприниматель Алексей Степанов. Заручившись согласием мастера, он закупил оборудование для автоматизации процессов, которые не являются творческими.

– Станки позволят увеличить объем производства в 3–4 раза, – говорит Алексей. – Но мы не хотим превращать изготовление оберегов в конвейер, выпускать безликий ширпотреб. Наша задача – сохранить очарование хендмейда. Кроме того, мы собираемся взять на обучение подмастерьев, которым Сергей передаст навыки резьбы по кости.

Сейчас производственная линейка представлена подвесками, брелоками, сережками и браслетами. В будущем ассортимент изделий расширится, на сувенирах можно будет сделать памятную гравировку. А под индивидуальный заказ мастер будет выполнять обереги из более дорогих и благородных материалов – клыка моржа, бивня слона.

– Вообще, цели у нас не только утилитарные – производство и распространение оригинальных украшений, – замечает Алексей. – Мы поставили перед собой амбициозную задачу – позиционирование кулайского наследия как одного из брендов Томской области – помимо университетов и деревянного зодчества.

 

Справка «ТВ»

Проект «Кулай» стал победителем городского конкурса предпринимательских проектов и бизнес-идей «Перспектива» в номинации «Лучший городской молодежный бизнес-проект» и получил сертификат на субсидию в размере 150 тыс. рублей.

 

Производство оберегов – дело не конвейерное: все детали художник Сергей Добрынин тщательно вытачивает вручную

 

В кулайском искусстве насчитывается около 200 образов, в своем ремесле художник использую пока только семь – это изображения лося, бобра, змеи, руки человека и т.д.

Олеся Минко