Плановая работа

Город думает о будущем

 

Каким будет Томск завтрашнего дня – интересует, наверное, всех горожан. Кто-то переживает за исторический центр, кто-то хочет построить свой дом, люди подыскивают новую квартиру или беспокоятся, не возведут ли рядом что-то нежелательное. С вопросом, какие новости в градостроительстве, «ТВ» обратился к начальнику департамента архитектуры и градостроительства, главному архитектору города Владимиру Кореневу.

– У нас нет сногсшибательных новостей, продолжаем плановые работы по внесению изменений в генплан, – сразу предупреждает Владимир Иннокентьевич. – Получаем более точную информацию, где что можно строить в Томске.

– Да, периодически появляются сообщения о внесении изменений. Это настораживает: значит, несмотря на утвержденный генплан, придет застройщик, изменит зону на своем участке и посреди исторического квартала «воткнет» небоскреб?

– Мы получаем заключения разных служб, прежде чем решить, рассматривать или нет подобное предложение… На самом деле 80% изменений – это приведение в соответствие зон генплана с уже существующим землепользованием, уточнение границ и видов разрешенного использования. Например, в реальности у нас садовое товарищество, а в генплане это рекреационная зона, приходится вносить корректировку.

Остальные 20%, то есть всё, что связано с серьезными изменениями, мы рассматриваем очень тщательно. Например, по генплану утверждена зона для многоэтажного строительства, а по факту там находятся малоэтажные дома. Та же Степановка… Делая проект планировки, мы попытались максимально корректно подойти к зонированию – там, где большие территории заняты индивидуальными домами, мы их оставили, а земли, где проектировщики показали много ветхого фонда, мы обозначили под развитие.

Такое упорядочение проходит через все официальные процедуры, в том числе публичные слушания. Без них не принимается ни один документ. Другое дело, что далеко не всегда заинтересованные лица являются на эти мероприятия, а потом возникают охи и ахи: «Почему принято такое решение?»

– Может, люди про слушания просто не знали?

– Мы публикуем объявления в Интернете, в наших сборниках. Районные администрации должны предупреждать заинтересованные стороны, развешивать объявления. Пока эта процедура не совсем отточена, но мы будем ее совершенствовать. Уже подготовлен развернутый регламент, в котором прописаны все шаги: как проводить публичные слушания, каким образом уведомлять население об их проведении и т.д.

По некоторым показателям мы «впереди планеты всей»: особенно интересен наш опыт создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Чтобы регулировать, необходимо иметь информацию, причем упорядоченную, которой можно пользоваться. Сегодня, чтобы узнать что-то про конкретный участок, не надо писать письма и месяцами ждать ответа: обратившись в «Единое окно» сразу можно посмотреть, кто владелец, какая зона, что можно строить…

 

Передвинули акценты

– Как будет развиваться город? Есть приоритеты?

– Мы решили, что нужно развивать новые территории, а в историческом центре подходить к застройке очень осторожно. Здесь действуют разрешения на строительство, выданные раньше, и эти проекты сегодня, может быть, вписываются не совсем удачно… Мы пытаемся регулировать застройку в рамках установленных регламентов. В случае если намечаются отклонения от предельных параметров строительства, в обязательном порядке проводим публичные слушания.

Основной акцент застройки передвинули в район Иркутского тракта, Восточного, новых территорий в районе Степановки, золоотвала. Здесь должны сформироваться полноценные районы города с необходимой инженерной и социальной инфраструктурой. В Восточном уже строится крупный торговый центр, заканчивается проектирование 50-метрового бассейна, предусмотрен крупный аквапарк, серьезная рекреационная зона рядом с Солнечным…

– Город рассматривал три или четыре проекта планировки городских районов – Степановку, Сосновый бор, Восточный, Московский тракт – и пока это все?

– Мы провели еще один тендер, в нем победили новосибирские архитекторы, они будут проектировать большой кусок территории между Кузовлевским трактом и пос. Светлый. Там планируется комплексная застройка, но в основном малоэтажные дома. К сожалению, пока у нас нет финансовых ресурсов «покрыть» весь город проектами планировки. Однако без них город не может полноценно развиваться. Поэтому ряд проектов планировки сейчас разрабатывается потенциальными инвесторами, которые готовы тратить на их подготовку свои деньги. Но есть еще сложность: с 1 января 2010-го действует поправка в градостроительный кодекс, согласно которой создание проектов планировки территорий теперь жестко прерогатива органов местного самоуправления. Со стороны могут быть поданы только предложения, но решение остается за нами. Одновременно с этим формируем отдел по подготовке документов по планировке территории на базе муниципального учреждения «Архитектурно-планировочное управление».

 

Дороги, роща и студгородок

– А все-таки – самые первоочередные планы?

– Для меня очень важно завершить работу по утверждению проекта планировки улично-дорожной сети. Проект прошел публичные слушания, но по процедуре, которую устанавливает градостроительный кодекс, прежде чем его утвердить, нужно внести соответствующие изменения в градостроительное зонирование Правил землепользования и застройки. Это решение должна принять Дума города Томска. Сам проект дает нам возможность установить красные линии улиц и зарезервировать под них соответствующие земельные участки. Это чрезвычайно важно для будущего развития транспортной сети города, там уже невозможно будет что-либо построить, кроме дороги.

Второе направление – создание и расширение рекреационного ресурса. В первую очередь завершить работу по созданию в Михайловской роще парка отдыха. Сейчас начинаем искать организационный и инвестиционный алгоритм действий. Другим важным рекреационным узлом для города является Сенная Курья. На следующий год мы надеемся получить финансирование на подготовку проекта планировки этой территории. Ищем пути по развитию научно-образовательного комплекса, студгородка. Одной из перспективных площадок может быть часть левого берега Томи в створе с Коммунальным мостом. Ряд шагов по продвижению идеи уже сделали: провели студенческий конкурс, презентацию на инновационном форуме, представляя эту идею как пространственный ресурс в создании ИНО-ТОМСКА.

– В связи с паводком вопрос – не смоет студентов?

– Это уже инженерные задачи, без защитной дамбы здесь не обойтись. Но если будет принято решение о создании в Томске такой экспериментальной инновационной площадки, то это потянет за собой крупномасштабные инвестиции, в том числе федеральные. Уже сегодня в России Томск относится к числу лидеров среди городов, борющихся за статус иннограда. Если мы не будем заявлять о возможности территориального ресурса для реализации таких планов, мы не сможем двигаться дальше к достижению этой цели.

 

С индивидуальным – вопросы…

– Еще один приоритет – индивидуальное строительство. Тяжелая работа, поскольку участки людям дали, но нет понятного механизма, что делать с отсутствием дорог, коммуникаций. У людей претензии к власти: они получили землю, теперь говорят: давайте нам сюда автобус, сети, школы, детсады… В одночасье мы этого сделать не сможем, хотя ищем механизм. Возможно, будет принята целевая программа по созданию инфраструктуры в поселках ИЖС, и тогда появится бюджетное финансирование. Это сейчас обсуждается как в области, так и в городе. Что касается новых территорий для индивидуального жилищного строительства, то в соответствии с Генпланом их в городе фактически не осталось. Поэтому все силы сейчас будут сосредоточены на выправлении ситуации в ранее запланированных поселках: в Залесье, Науке, Росинке, Родионове и др.

 

Красота по-томски

– Еще одно серьезное направление нашей работы связано с упорядочением размещения временных объектов и элементами благоустройства.

– А внешний облик районов? Периодически говорят, что у нас архитектура старая и неинтересная, когда-нибудь придут европейские специалисты и покажут нам новую архитектуру. А тем временем наши зодчие побеждают в Москве…

– У нас прекрасные архитекторы, прекрасные проекты, которые показывают высокие результаты на конкурсах. Проблема в другом: сколько денег — столько песен. Нередко инвестор начинает дергать архитектора: здесь надо упростить, здесь изменить. Кто-то удерживается, кто-то не может. Бывает, в проекте здание оштукатурено, облицовано хорошими материалами, а в итоге выходит очередное краснокирпичное убожество.

Должна быть усилена роль стройнадзора, может быть, авторский надзор. По крайней мере, мы стараемся отсекать непрофессиональные вещи хотя бы на уровне проектирования.

– Как воздействовать на инвестора? Он скажет: ну, не хватило денег?..

– Тогда он должен внести изменения в проектную документацию, это тоже хлопотно. Пусть выбирает. Мы обязаны при вводе объекта в эксплуатацию проверять его на соответствие проектной документации: случаи отхода от проекта встречаются достаточно часто. Руки нам выкручивают, понятно. Но сегодня уже все строители знают: будет очень проблемно получить документ на ввод в эксплуатацию, если они серьезно отошли от проектной документации. У нас пример по ул. Яковлева: вместо жилья – нежилое, нехватка автостоянок, по ул. Дальне-Ключевской – надстроили этаж…

В общем, плановая работа, – завершает Коренев. – Но от этой «текучки» зависит, каким мы увидим наш город через десять лет. Для меня важно обеспечить ясные и понятные для всех правила градостроительного регулирования, сделать так, чтобы в Томске было приятно и комфортно жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 1 =