В копилку уникальных проектов

«Томскгражданпроект» с надеждой на будущее

 

Сегодня в городе строится уникальный объект – легкоатлетический манеж на стадионе «Кедр», генеральным проектировщиком которого выступил институт «Томскгражданпроект». Этот объект – единственное за Уралом подобное сооружение. Оно не только соответствует современным требованиям и несет социальную нагрузку, но и визуально отличается от спортивных сооружений, существующих в городе.

Строительство манежа изменит облик существующего спорткомплекса. На его фоне сам «Кедр» явно поблек: в мэрии уже создана рабочая группа, которая думает, как реконструировать теперь уже весь комплекс. Проектировкой также займется «Томскгражданпроект»: предстоит «подтянуть» к манежу уровень остальной инфраструктуры и создать мощное спортивное ядро для северо-восточной части города. О других интересных проектах и состоянии отрасли сегодня «ТВ» рассказывает директор института Владислав Былин:

– На набережной Томи строится спроектированное нашими архитекторами фондохранилище Пушкинской библиотеки, где один этаж будет отдан под компьютерную систему для пользования Ельцинской библиотекой.

В этом году мы проектировали очень много социальных объектов для области. Две школы –в Новоюгино и Басандайке – предназначены для сельской местности, для небольшого количества учащихся, но со всей необходимой инфраструктурой.

Из недавно выполненных объектов – пожарное депо в Северске, административное здание Госнаркоконтроля на ул. Красноармейской.

Сегодня мы делаем проект реконструкции торгового центра «Манеж». Владельцы здания предполагают размещение наряду с торговыми площадями объектов досугового обслуживания: кинозал, кафетерий, зимний сад…

Буквально в этом году должно закончиться строительство Перинатального центра. Он тоже спроектирован нашими специалистами и является уникальнейшим объектом для города. Так как время на работу было ограничено, в основу положен проект, ранее разработанный в Москве, однако он был серьезно переделан с учетом наших условий. Институт, я считаю, может гордиться.

 

Всем известные здания

– Перинатальный центр – логическое продолжение целой линии сооружений медицинского назначения, которые проектировал «Томгражданпроект» в Томске. ОКБ, кардиоцентр, детская инфекционная, радиодиагностический и радиологический корпус онкодиспансера, расширение клиник мединститута. В нашем коллективе есть специалисты, которые, однажды начав делать такие объекты, передают свой опыт от одной бригады к другой. Сейчас ведем переговоры с московской компанией: у нее есть планы строительства в городе медицинского центра на базе одного из существующих зданий. Попытаемся получить этот заказ.

Участвуем в проектировании района Аникино: концепцию создало бюро «Стиль», мы делаем проекты отдельных домов и часть инженерных сетей… Я думаю, все томичи не раз видели наши здания: около половины жилых домов, построенных ведущими строительными организациями, были запроектированы в стенах «Томскгражданпроекта».

 

Лицо объекта – это лицо заказчика

– Во всем мире всегда архитектор между двух огней – архитектурой и экономикой. Часто экономический фактор доминирует. Уже после утверждения проекта неожиданно для автора пятиэтажные здания надстраиваются шестым этажом, вместо штукатурки на фасаде – вдруг кирпич или сайдинг. Понятно, что земля в городе очень дорогая, надо сделать большой выход квадратных метров. И все же надо понимать, что внешний вид строительного объекта ассоциируется с личностью заказчика. Если заказчик трепетно относится к архитектуре, то и объекты у него получаются интересные.

В центре города благодаря усилиям архитекторов и желанию инвесторов удалось получить качественную архитектуру («Статус», «Аврора», «Почтальон»). Вокруг последнего были большие споры, ведь рядом памятник архитектуры – центральная аптека. Но современный объект в исторической части города вписался и негативных эмоций теперь не вызывает.

Сегодня заказчик должен идти к тому архитектору, который привносит в проект что-то новое, современное, гармоничное и в конечном итоге создает объект, который становится прибыльным. Хотя, конечно, достаточно инвесторов, которые стараются за копейки получить скучную архитектуру. В угоду каким-то маленьким деньгам (3–5 % от стоимости здания) теряют в других позициях…

 

Все свое?

– Кризис сильно ударил по строительной отрасли и отразился на нашей работе. В этом году впервые за много лет наш институт не проектировал ни одного жилого дома. Сейчас платежеспособный спрос упал, люди покупают малогабаритное жилье. Компании, у которых не было таких готовых проектов, оказались в сложных условиях.

Очень сильно пострадал рынок жилья, ориентированный на индивидуальное проектирование. Такое жилье строилось в центре либо в районах с имеющейся застройкой. Эти площадки обременены проблемой сноса, отсутствием новых коммуникаций, сложностью получения техусловий. Все понимают, что проектирование должно идти на шаг впереди: начатое заранее, оно всегда более обдуманное, чем когда «уже завтра» надо строить. И тем не менее…

Не лучший путь, как мне кажется, и создание при строительных компаниях своих архитектурных отделов. Началось с того, что многие компании стали строить свои предприятия производства стройматериалов. (Сейчас, кстати, эти инвестиции осложнили положение строителей.) Тенденция перекинулась на проектировщиков: каждая компания хотела бы иметь все свое. В ТДСК это оправданно: панельное домостроение подразумевает конвейерный способ проектирования, есть типология панельного здания, от которой не уйти. В других случаях строительная компания, заказывая проекты своим архитекторам, лишает себя возможности получить и увидеть разные решения. Именно элемент конкуренции позволяет делать какие–то архитектурные прорывы.

 

Комплексный подход

– Отсутствие заказов привело к тому, что крупные организации не могут себя обеспечить и начинают уходить во много-много мелких, где бизнесу легче: например, не надо иметь коллективные договоры с сотрудниками, брать на себя социальные обязательства. Зато «маленькие» не могут себе позволить содержать специалистов разных проектных разделов. Проектирование состоит не только из «стен»: там есть и разделы отопления и вентиляции, водоснабжения и водоотведения, экологии, раздел Генплана. Эти специалисты остаются «в свободном плавании». В западных странах отдельно есть архитектурные мастерские и отдельно фирмы, где собраны профессионалы только инженерных специальностей. У нас пока такой рынок развит слабо. Зачастую частные проектные организации работают с отдельными привлеченными специалистами. Насколько это хорошо, не могу сказать.

Мы одно из немногих предприятий в городе, где остался комплексный подход, и мы стремимся его сохранить: ни одна маленькая фирма не может вытянуть большой проект, когда сжаты сроки. У нас все находятся на одном этаже, можно оперативно решить все вопросы.

 

Серьезные проблемы

– Очень серьезные проблемы у проектировщиков связаны с изменением федерального законодательства: все объекты с федеральным и региональным финансированием должны идти через конкурс. Теоретически это хорошо, камень преткновения – условия конкурса. Практически всегда основным критерием становится цена. В итоге выигрывают те, кто дает меньшую цену, но не могут гарантировать качество и сроки. Таких примеров уже множество.

Некоторые конкурсы даже нарушают законодательство в области лицензирования деятельности: требования выставляются такие, которые не всякая организация может выполнить.

Есть саморегулируемая организация проектировщиков (СРО). А есть саморегулируемая организация изыскателей, которая работает в области геологических, геодезических изысканий. Член СРО проектировщиков может получить допуск генпроектировщика и взять на субподряд любую организацию. Если нам говорят, что надо сделать изыскания, мы можем обратиться, например, в ТомскТИСИз. Но нам уже было сделано четыре отказа – со ссылкой, что организаторы конкурса хотели бы видеть и изыскателя, и проектировщика в одном лице. Наша прямая деятельность ставится под угрозу. Хотелось бы обратиться к власти с просьбой разобраться с таким вопросом…

 

Мы готовы к сотрудничеству

– В заключение хочу обратиться к заказчикам, коллегам по архитектурной деятельности, чтобы приходили в институт, заказывали у нас проекты или работали с нами в партнерских отношениях. Мы индивидуально работаем со всеми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =