Для православной миссии нет преград

Священник Алексей Бервено рассказывает о своем миссионерском путешествии по отдаленным поселкам Томской области

 

На севере Томской области десятки населенных пунктов отрезаны от «большой земли». Зимой туда можно добраться лишь по зимникам, соединяющим нефтяные месторождения, а летом – по воде. В этом году православная миссионерская группа во главе со священником Алексеем Бервено прошла по рекам более тысячи километров и достигла самого северного населенного пункта региона – поселка Напас. По просьбе «ДД» отец Алексей рассказывает о поездке. Местные жители, как и прежде, встретили православных миссионеров очень тепло и открыто, и они вновь смогли окунуться в тихое обаяние простоты жизни на севере.

– Отец Алексей, расскажите, каков в этом году маршрут миссионерского крестного хода?

– В этом году мы по уже сложившейся традиции отправились в миссионерский крестный ход по рекам Томской области с целью посетить труднодоступные населенные пункты: Вертикос, Каргасок, Александровское, Назино, Молодежный, Напас, Неготка и другие. Всего более тридцати. По плану протяженность пути – более 1 тыс. км. Начался крестный ход, как и обычно, в день памяти перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар, 19 мая, от пристани у томского кафедрального Богоявленского собора. Крестный ход совершается со святынями: иконой Святителя Николая, которая хранится в храме села Семилужки и с частицей многоцелебной Ризы Христовой.

– А что происходит, когда вы приезжаете в ту или иную деревню?

– В каждом населенном пункте, где мы останавливаемся, совершается молебен Николаю Чудотворцу, таинства исповеди и Евхаристии, также по желанию прихожан мы освещаем дома. Как правило, в богослужении участвуют по 30–50 человек, что в общем-то немало для деревень, где живут по 200–300 человек.

– Как люди вас встречают?

– Нас встречают очень радушно. За семь лет у меня даже появились друзья среди прихожан. Нас все время пытаются угостить чем-нибудь вкусным. Поскольку летом мы путешествуем Петровым постом, а зимой Рождественским или Великим, то прихожане всегда сетуют, что не могут угостить нас дичью, которую собственноручно добыли. Так, довольствуемся рыбой, грибами и ягодами, которых на севере великое изобилие.

В северных деревнях очень много детей и молодежи. Где бы мы ни высадились, нас непременно окружает толпа босоногих карапузов и просит покатать на лодке. Я, конечно, не могу отказать. Катаемся. Потом пускаем фонтан: поднимаю двигатель и включаю газ на полную мощность. Восторгу малышни нет предела. Каждый раз укоряю себя, что опять забыл взять конфеты и шоколадки – они были бы очень кстати.

– Что их интересуют больше всего? Что они принимают, а что нет? С чем соглашаются, а что сложно для их понимания?

– Вот Вы рассуждаете, как городской житель. Там совсем другой менталитет, другое сознание. Там тебя либо принимают, либо нет. Если люди видят, что ты искренен, что сам живешь тем, о чем говоришь, то они принимают все целиком, и не примеряют евангельские истины, как платья в магазине, – это мне подходит, а это нет.

– Что значат лично для вас, как для верующего христианина, для пастыря, такие поездки?

– Это прекрасная возможность оторваться от городской суеты, побыть один на один с Богом, помолиться, ощутить ту простоту жизни, в которой жили апостолы в первые века христианства. Ведь Иисус Христос заповедал им не брать с собой в путь ничего – ни еды, ни денег, ни одежды. Так и мы отправились в путь, практически налегке – наша моторная лодка не позволяет сделать больших запасов. Уповали на Бога: Он даст нам все необходимое. Самое главное – это чувство, что Господь постоянно, неотступно пребывает рядом. Я вижу, какую благодать Господь дает тем священникам, которые трудятся ради Него с полной отдачей, с тонким подходом к самому себе. Когда священник настроен молитвенно, благоговейно, то этот настрой передается тем людям, которые приходят на богослужение. Когда священник проповедует от сердца, по-простому, по Евангелию, когда он из своей души это сокровище выносит и передает людям, тогда они открываются навстречу. А для священника нет большей радости, чем видеть такие плоды. Тогда, повторюсь, Господь сам пребывает среди нас, благословляет нашу жизнь. Миссионерские поездки меня, как пастыря, очень сильно укрепляют духовно.

– Не секрет, что по северным районам часто ездят со своими «проповедями» сектанты. Считает ли православная церковь это проблемой и что может предпринять, чтобы уберечь людей от заблуждений?

– Да, вы правы. К сожалению, сектанты на севере – не такая уж редкость. Пятидесятники, свидетели Иеговы и баптисты захаживают туда и зимой и летом. С технической точки зрения, их возможности существенно превосходят наши. Допустим, если мы ходим на моторной лодке, которая может вместить не более пяти человек, то они – на сплавном катере грузоподъемностью 20 тонн. Они «вооружены до зубов» красочными лощенным брошюрами, обучены складно говорить. Высадившись в деревне, они, как правило, устраивают шоу: играют на гитаре, поют песни, потом начинают ходить по домам и предлагают совершенно искаженное священное писание, где исковеркано имя Божие и другие священные истины. Они учат хулить Божию Матерь, Крест Христов, святые иконы, клевещут на православных священников. Практически все это снимается на видеокамеру, делают фотоотчеты и отправляются зарубежному грантадателю, собственно, на средства которого и организован их тур и от которого они и получают гонорар за свою деятельность.

Вся сектантская деятельность – это циничная спекуляция на тяге человеческой души к священному, к духовной жизни. Секты, именуя себя религиозными организациями, нагло прикрывают свою чисто коммерческую сущность.

Но православная церковь не оставит своих чад без попечения, наш пастырский долг дойти к каждому, хоть по зимнику, хоть по воде, хоть по воздуху. И наши миссионерские поездки уже начинают приносить свои плоды: люди уже не так доверчиво относятся к сектантам. Они, конечно, могут прийти на берег, когда к нему причаливает большое судно, они даже могут послушать концерт, но они уже знают, что истина – в Святом Православии, истинное богослужение совершает только православный священник, а не гладковыбритый миссионер в отутюженном пиджачке и белоснежной сорочке.

– Получается, люди на севере живут без пастырского окормления по полгода. Это ведь довольно длительный срок.

– Абсолютно с Вами согласен. Два раза в год участвовать в богослужении и общаться со священником – этого крайне мало для полнокровной духовной жизни. Но, мы делаем все, что в наших силах, чтобы исправить ситуацию. Например, мы оставляем много бесплатной духовной литературы, обязательно оставляем Священное Писание, Молитвословы. Я объясняю людям, что Евангелие – это не простая книга, что в ней не свод неких знаний, фактов. В этой книге – Дух Божий, и с тем, кто читает внимательно, с тем Господь Сам говорит. Как это происходит – это тайна. Но каждый может испытать на себе, стоит только начать читать — и вы почувствуете, что в сознании начнет что-то меняться, вам откроется новая глубина жизни, на что-то вы посмотрите под другим углом.

– Миссионерские поездки совершаются вот уже семь лет. Можно ли говорить о каком-то результате, о каких-то изменениях в сознании людей?

– Результатом наших миссионерских поездок стало то, что люди осознали необходимость регулярной приходской жизни, они задумываются о том, чтобы в селе построить храм, чтобы в селе постоянно жил священник. Это, конечно, непростой вопрос. Но мы постараемся его решить. Например, в прошлом году был заложен храм в Усть-Тыме, в этом году строительство храма начнется в Вертикосе. Полным ходом строится храм в Назино, причем там глава администрации Валерий Штатолкин лично участвует в возведении храма, буквально своими руками укладывает бревна! В этом году будет рассмотрена возможность строительства в Неготке.

– Что, на Ваш взгляд, является самым главным в миссионерских поездках?

– Самая главная цель – приобщить людей к вечной жизни во Христе. Везде мы молимся о том, чтобы Господь хранил людей от «подводных камней», бед, страданий, несчастий. Главное – чтобы в жизнь людей вошло воскресение, победа над смертью. Это является главным в нашей православной вере в отличие от остальных. И мы видим, как сами северяне к этому стремятся. Это проявляется хотя бы в том, что люди очень нас, православных священников, любят, относятся с большим трепетом, уважением и благодарностью, что мы не забываем о них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 11 =