Обучение методом погружения

Тренер по плаванию получил условное наказание за то, что на его занятии чуть не погиб семилетний ребенок

 

Приговор мирового суда, вынесенный тренеру одного из томских бассейнов, вступил в законную силу на этой неделе. Мужчина получил 8 месяцев условно и на 1 год лишен права заниматься обучением детей плаванию. Во время его занятия едва не погиб семилетний мальчик.

 

«Немного нахлебался»

Занятия плаванием Андрею Власову (имена и фамилии всех участников этой истории изменены по этическим соображениям. – Ред.) рекомендовали врачи. Нужно было что-то делать с его сколиозом, и осенью 2008-го мама записала ребенка в лечебно-оздоровительную группу. Ей повезло: набиравший детей тренер Петр Черданцев имел медицинское образование и применял особенную (как он объяснил) методику обучения – с дощечкой.

Тренировки начались с октября. И все шло хорошо, пока Черданцев не уехал в командировку. Его заменил спортсмен Дмитрий Акимов, имеющий первый взрослый разряд по плаванию, а значит, и право работать тренером.

25 октября в 15.30 он собрал ребятишек Черданцева в холле спорткомплекса и повел в бассейн. Вместе со всеми ушел и Андрей, а мама осталась ждать. Через полчаса Акимов спустился. Сообщил: ребенок немного нахлебался воды, сейчас его осматривают врачи скорой помощи.

Надежда Власова поспешила к бассейну. Но сына уже не было – увезли по скорой в детскую больницу № 1. Поехала туда, узнала: при поступлении поставлен диагноз «утопление в пресной воде». Какое уж тут «нахлебался»!

…Ей дали взглянуть на Андрюшку издалека – ребенок лежал в реанимации бледный, в кислородной маске. А встретиться разрешили только на третий день, и то «на минуточку».

28 октября мальчика отправили домой долечиваться амбулаторно. Он был простужен, но общее состояние уже оценивалось как удовлетворительное.

 

Под разделительной полосой

Впоследствии Андрей подробно рассказал, что произошло в бассейне: «Ребят было человек двадцать. Кому-то дали круг, кому-то нарукавники, а мне и еще одному мальчику – Сереже – досточки для плавания. Мы стали выполнять задание «скольжение» – по очереди. Было тесно, дети мешали друг другу. В той части бассейна, где мы занимались, глубоко, глубже моего роста. Когда я встал отдохнуть возле бортика, вода доходила мне почти до подбородка. Неожиданно Сережа резко и сильно дернул меня за руку – я не смог удержаться и ушел под воду. Попытался вынырнуть на поверхность, несколько раз показывался над водой, но досточки рядом не было, и я захлебнулся. Я очень испугался… Не помню, что было дальше. Потом видел много людей вокруг, плакал, сильно кружилась и болела голова. Меня куда-то повели или понесли, положили на лавочку, я чувствовал себя очень плохо…»

Но все же Андрей был жив. Мальчик, плывший брассом, увидел его лежащим на дне бассейна под разделительной полосой плавательных дорожек. Он крикнул, нырнул, вместе с ним нырнул его товарищ, Андрея подняли на поверхность. Подоспел тренер. Прыгнул в воду, с рук на руки принял «утопленника».

Суета… Первая помощь… Врач… Искусственное дыхание, непрямой массаж… Откачали! К приезду скорой Андрей уже дышал самостоятельно.

…Мама спокойно ждала его в холле. Но где же в это время был тренер? Несчастный случай произошел, когда Дмитрий Акимов на одну или две минуты вышел в соседнее помещение за ластами. Хотя, согласно должностной инструкции, не имел права оставлять детей одних.

 

Неслучайные обстоятельства

Последовало разбирательство. Родители Андрея предприняли собственную попытку расследования: «Мы поднялись вместе с директором в бассейн, убедились в его большой глубине, в том, что подсобное помещение расположено гораздо дальше от проведения места занятий, чем нам пытаются доказать. Андрей пошел ко дну не сразу, но никто не предпринял никаких мер к его спасению, никто не позвал на помощь, хотя в зале со своей группой занимался и другой тренер – и это нас просто шокирует!»

Принципиальные вопросы: почему ребенок находился без спецсредств, почему отсутствовал тренер, почему никто не заметил страшного ЧП – также остались без ответа. Объяснения Акимова никаким образом не смогли убедить родителей Андрея в том, что все случившееся – результат стечения случайных обстоятельств.

Дело дошло до мирового суда. 8 июля 2010-го Акимов был осужден по ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей по неосторожности). Получил 8 месяцев лишения свободы условно и лишен права заниматься деятельностью, связанной с обучением несовершеннолетних детей плаванию в бассейне в течение года.

 

Виноват, что согласился!

У этой истории есть еще один не столь явный, но очень настораживающий аспект. Любопытны обстоятельства, при которых Дмитрий Акимов в одночасье стал тренером детской группы. (Группы, в которой занимались ребятишки от 6 до 12 лет с очень разным уровнем подготовки). Он не признал себя виновным в халатности, но сожалел в зале суда, что согласился заменить Черданцева, «не имея достаточной квалификации» для работы с детьми.

И сделал-то это практически из благодарности: тренер пускал его поплавать в бассейне по выходным бесплатно. И когда собрался уехать из города и попросил заменить… Акимов думал, сомневался, не хотел ответственности. Но согласился в конце концов, чувствуя себя обязанным за сэкономленные деньги.

Администрации бассейна подобные моральные терзания были чужды. И это тоже получило свою оценку в судебном заседании. Руководству спорткомплекса направлено представление об устранении нарушений. В документе сказано, что все произошло фактически при попустительстве администрации: «Подсудимый не прошел надлежащим образом должностной инструктаж, допущен к занятиям без медицинского осмотра, к работе приступил по рекомендации».

Мировой судья просила принять необходимые меры для устранения обстоятельств, способствующих совершению преступления, и сообщить о них суду в течение месяца.

 

P.S. Андрей так и не научился плавать. Он категорически отказывается ходить в любой бассейн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 10 =