Найти свою семью

Российским журналистам и экспертам Томская область представила новые технологии предотвращения детского и семейного неблагополучия

 

Пресс-тур Клуба социальной журналистики, который прошел недавно в Томске, со всей страны привлек в наш город журналистов и экспертов, работающих в сфере защиты детей. Его участникам Томская область представила новые технологии предотвращения детского и семейного неблагополучия. Кроме того, наш регион стал первым официально присоединившимся к движению «Россия – без жестокости к детям!».

Одна из площадок Клуба социальной журналистики, развернутая в детском доме № 4, касалась достижений и проблем приемных семей. В Томской области, где 8 из 10 ребятишек, оставшихся без попечения родителей, находят замещающую семью, этому вопросу уделяется огромное внимание. Гостем и активным участником семинара стал руководитель проекта «К новой семье», эксперт совета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Алексей Рудов (Москва).

 

Отец девчонки по имени Оксан

В каждом живом и важном деле есть знаковые фигуры. Именно эти люди способны выбраться из общей наезженной колеи – поскольку обладают счастливым свойством ее не замечать. Алексей Рудов – один из таких. В конце 1990-х он имел свой бизнес в столице и помогал приюту «Дорога к дому». Началось с малого: офис у Рудова находился на Садовом кольце, выходил к площади Трех вокзалов. Беспризорных здесь бродило столько, что не заметить и пройти мимо было просто невозможно.

– Сначала были какие-то неумелые попытки помочь, – вспоминает Алексей Геннадьевич. – Помаленьку подкармливал, давал деньги, приносил одежду… Потом постепенно пришло осознание, что этим их судьбу не изменишь, можно только навредить. Пошел в приют… И ремонт помогал делать, и компьютерный класс, и библиотеку. Но однажды возник ключевой, можно даже сказать, поворотный вопрос: а что можно предпринять, чтобы как-то изменить судьбу этих детей?

В то время в приюте жили шестеро ребятишек «непонятного происхождения» – подкидыши, без документов и те, кто намеренно скрывал свои данные. Вот тогда мы с сотрудниками приюта и затеяли первый социально-реабилитационный проект – попытались восстановить информацию об этих детях, занялись поиском кровных родителей. Всех фотографировали, записывали на видео – как выглядели, что говорили, во что были одеты на момент поступления в приют.

…Одной из девочек со съемкой не повезло – из-за какого-то дефекта запись пришлось переделывать, переписывать в другом формате. Рудов взял видео домой – и здесь сюжет о малолетней беспризорнице случайно увидела его жена. Расстроилась: «Такой замечательный ребенок… Чем-то родной… Давай возьмем?»

Но взяли не сразу. Был процесс сближения, знакомства. Маленькому сыну Рудова Михаилу новый товарищ очень понравился: «Папа, мама, – попросил мальчик, – можно он у нас будет жить? Только зовут его как-то странно: Оксан…»

– Тут мы поняли свой промах, – смеется Алексей Геннадьевич, – она же… бритая была наголо. В штанах. Замашки мальчишечьи… «Извини, Миша, – говорю, – но это – девочка!» Ничего мой парень на это не сказал, ушел. Минут десять дети о чем-то между собой договаривались. Вернулся: «Ладно. Пусть будет девочка». Сейчас растут вместе – два сапога пара!

Теперь, когда Рудов слышит от кого-нибудь: «Давайте не будем предлагать, показывать детей – это ведь неудобно, это же – как на ярмарке!» – всегда отвечает: «Бездетные люди ходят в органы опеки, ищут ребенка. Но те, у кого дети уже есть, могут принять еще одного только тогда, когда его увидят, когда возникнет какое-то личное отношение, ощущение близости. Это же как любовь, как брак!»

Постепенно Алексей Рудов отошел от бизнеса и вплотную занялся проектом «К новой семье». Он включал и школу опекунов, и взаимодействие с органами опеки, и работу с законодателями, со СМИ…

За годы работы у Рудова возникла твердая уверенность – чтобы обретение детьми приемных семей шло успешно, требуется не так уж много сил и средств:

– Прежде всего нужно активное желание тех, кто этим процессом управляет. Во-вторых, чтобы органы опеки и детские учреждения совместно работали на единый результат. И чтобы СМИ честно рассказывали обществу о детях, которым нужна семья.

 

Обойти «подводные камни»

У Томской области, по счастью, все эти составляющие есть. Руководит процессом областной департамент по вопросам семьи и детей, который и налаживает согласованную работу всех участников. Но главным «действующим лицом» для ребенка остается семья.

Какие проблемы и сложности подстерегают будущих усыновителей, приемных родителей? Предупредить о возможных «подводных камнях», вместе найти выход в Томске помогает школа приемных родителей, действующая на базе детского дома № 4 (и не только здесь, всего по области действует 18 таких школ).

– Раньше мы работали только с родителями, которые брали наших деток, мальчишек и девчонок из нашего детского дома, – объясняет руководитель службы по работе с семьей Елена Коровина. – Сейчас приходят те, кто хочет взять малыша из другого детского дома или Дома ребенка. Мы рассказываем, какие трудности их будут ожидать, с какими специфическими проблемами придется столкнуться, каковы общие возрастные особенности этих детей. Наша школа – подготовка к ответственному «приемному родительству».

– Бывает, что на первое занятие люди приходят без особого желания и энтузиазма, – продолжает Елена Брониславовна. – Многие уже воспитали собственных детей и считают, что их жизненного опыта вполне достаточно. Или опасаются столкнуться с очередной «проверяющей и контролирующей организацией», которая поставлена за ними «надзирать». Но достаточно быстро понимают, что цель школы – работа с психологическими проблемами, с которыми сталкивается любая семья, тем более замещающая. Занятия проходят в форме тренинга, люди в итоге совместно находят пути выхода из отдельных кризисных ситуаций. И дальше, если у семьи возникнет сложный период, они осознают – это не ребенок «не такой», это кризис, который надо вместе пережить, преодолеть и двигаться дальше. И они знают, куда обратиться за помощью и советом…

– Сейчас ребятишек в приемные семьи стали брать значительно больше, чем несколько лет назад, – подчеркивает Елена Брониславовна. – Почему это происходит? Во-первых, в общество пошла информация о детях. Во-вторых, государство материально поддерживает приемные семьи. В-третьих, общество стало заметно более одобрительно относиться к семьям с приемными детьми. Сегодня гораздо меньше пересудов возникает вокруг приемных родителей, ослаб «бдительный соседский контроль». Теперь окружающие начинают смотреть на этих людей иначе – с гораздо большим пониманием и уважением.

 

26 августа Томская область и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подписали Соглашение о взаимодействии в рамках информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми и о присоединении к движению «Россия – без жестокости к детям!».

Вся информация о движении «Россия – без жестокости к детям!» – на портале www.ya-roditel.ru. Здесь можно пройти интерактивный тест на ответственное родительство, познакомиться с мозаикой из фотографий и высказываний всех, кто присоединился к движению. В числе первых участников движения: президент России Дмитрий Медведев, известные писатели, актеры, спортсмены. Губернатор Томской области Виктор Кресс и более 10 детских организаций Томской области также уже присоединились к движению, зарегистрировавшись на портале www.ya-roditel.ru.

Участником могут стать любой человек, организация или учреждение, разделяющие ценности гуманного и уважительного отношения к ребенку.

 

В области 8 из 10 ребятишек, оставшихся без попечения родителей, находят замещающую семью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =