Кукла с хорошим настроением

Приколы и инновации «народного промысла ХХI века»

 

Это была совсем маленькая экспозиция во время акции «Ночь в музее» – всего четыре куклы. «Папа Карло и Буратино», «Байкер» и «Меломан». Но именно возле них надолго останавливались дети и взрослые.

Разглядывали лица и костюмы, прислушивались… Да, именно прислушивались, потому что напичканные электроникой герои не только двигались, но и произносили длинные оригинальные монологи. Их автор, Андрей Рюмин, создатель и руководитель инженерного театра «Аниматроник», отвечал на вопросы посетителей:

– Уже в ноябре мы откроем свою галерею в Музее деревянного зодчества. Экспозиция планируется постоянная, но состав будет обновляться.

К «Аниматронику» и собственной галерее Андрей Николаевич шел длинным и непростым путем. Начало его было положено в ТИАСУРе, где Рюмин учился на инженера-радиотехника и параллельно писал для студенческого театра миниатюр «Граммофон» и там же играл. Юношеское увлечение театром сохранилось на годы. Узнав однажды, что в Томске живет необычный художник – создатель «живых» кукол Владимир Захаров – Рюмин предложил ему сотрудничество и финансовую поддержку театра «Два плюс КУ». Впоследствии из этого родился бизнес-проект «Оживление пространства».

– К нам приходили люди, заказывали кукол – иногда по своим эскизам, со своей эстетикой. Желая не просто платить деньги, но и участвовать в творческом процессе, придумывать, играться… Но художники – они ведь ревнивые. Не хотят заниматься коллективным творчеством, остаются единовластными режиссерами своего театра.

Это, естественно, приводило к конфликтам с заказчиками. «Вы, конечно, люди творческие, – обижались клиенты, – но мы своего директора видели не таким!» Вечное противоречие: художник и толпа…

– Владимир Захаров фактически основал новое театральное направление в Томске. Он – «шестидесятник», бард, инженер, театральный механик… Его куклы – немного грустные, очень лиричные. Неповторимые. Но у меня иной, отличный от захаровского взгляд на драматургию. Хотелось сделать не просто «живых» – веселых кукол, вызывающих у зрителя улыбку.

В конце концов Андрей Рюмин остался один с проектом в руках. Бросать на полдороге не хотел. Нашел нового художника, инженеров:

– Сложно было. В проекте ведь главное – не технология, не робот. Смешная, живая кукла получилась, со своим характером – будет успех. Нет – значит, просто аналог «собачки Айбо» или китайского Деда Мороза. Два притопа, три прихлопа… А мы добивались образа, шли от вложенного текста. Так рождались наши миниатюры, кукольные моноспектакли.

Любопытную новинку оценили областные власти. Рюмин начал получать предложения на «портреты» для ВИП-персон. Куклы предназначались в подарок высоким гостям, посещающим Томск. Однажды даже президента Медведева делали. С соблюдением полной политкорректности.

– Мы стали создавать интересных героев, но при этом в таких образах, которые приемлет власть… А начиналось все так, – вспоминает Рюмин, – к инновационному форуму (докризисному) обладминистрация заказала нам пять ВИП-персон. Очень непросто, например, было придумать кукольный образ министра экономического развития и торговли Эльвиры Набиуллиной. Она вся такая скрытная, затянутая, говорит как по писаному, правильно… Но в конце концов зацепились за то, что характер ее работы подразумевает прогнозирование. И нарядили куклу гадалкой. (Черные волосы, шаль, роза, магические аксессуары). Однако заказчики попросили скорректировать образ – убрать «цыганщину». Что ж, подумали-подумали – и превратили мы Набиуллину в академического мага из «Гарри Поттера». (Плащ, конфедератка, черный костюм, магический шар). Не вульгарно, и по сути – то же самое!

Сейчас у мастеров «Аниматроника» есть проект «Беседы Годунова с Тояном» – готовы все разработки, эскизы, тексты. Они хотели бы создать портретную галерею личностей, сформировавших новейшую историю Томска. Идей много. Их воплощает в жизнь небольшой коллектив – инженер-электронщик, инженер-механик, скульптор. Плюс приглашенные театральные люди: постижер (мастер по парикам), швея, столяр.

– Анимационная кукла – это наш томский народный промысел, промысел ХХI века, наша хохлома, наши вологодские кружева, – считает Андрей Рюмин. – Он инновационный – по той причине, что в основе – робот. Прикольный – потому что у нас молодежь, традиции КВН, СТЭМов. У нас в Томске очень велика концентрация людей разных специальностей и разных талантов. Нам есть чем удивить и томичей, и приезжих.

 

Хотелось сделать не просто «живых», а веселых кукол – вызывающих у зрителя улыбку

 

Создатель и руководитель инженерного театра «Аниматроник» Андрей Рюмин с одной из своих работ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + восемнадцать =