Иглы разума

Методы борьбы с наркоманией обсудили в Томске

 

Первый городской антинаркотический марафон «Будущее без наркотиков» стартовал в Томске 26 октября. Трехдневную программу открыл круглый стол в мэрии. В ходе него обсудили деятельность общественных организаций по борьбе с наркотиками, методы работы которых поставил под сомнение разгоревшийся накануне скандал вокруг руководителя екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова.

 

Наручниками к койке

Напомним, Бычков получил 3,5 года в колонии строгого режима за жестокое обращение с пациентами фонда, которых он и его подчиненные заставляли проходить принудительный курс реабилитации. «Пациентов» приковывали наручниками к койкам на период ломки. Лекарств не давали. Реабилитация длилась 3–4 недели. Бычков утверждает, что после нее в 70% случаев люди переставали употреблять наркотики. Представители благотворительных организаций Томска, Барнаула, Тюмени и Москвы считают, что цепями наркомана из пропасти не вытащить.

– В России уже была попытка принудительно лечить наркоманов в специальных наркотзонах, но результата не было, – приводит аргумент руководитель томского фонда «Рука помощи» Вячеслав Усов. – Человек должен сам захотеть изменить свою жизнь.

Помочь в этом вроде бы и должны общественные организации – сегодня они берут на себя все большую роль в борьбе с наркоманией. (Количество государственных наркологических учреждений в стране сокращается.) Но представления о способах и методах воздействия на пациентов у всех разные. Одни находят и применяют эффективные зарубежные методики, другие пытаются реабилитировать с помощью приобщения наркоманов к церкви, а кто-то действует как Бычков.

– Государство должно заново создать специальные места, где бы наркоманов приводили в адекватное состояние, а уж затем передавали в общественные центры для дальнейшей реабилитации, – высказывает свое мнение директор фонда «Томск без наркотиков» Иван Филимонов. – Но я могу с уверенностью сказать, что насилие от наркозависимости не спасет. Необходимо помочь человеку восстановить нравственные барьеры. Как вернуть ему душу через приковывание к койке, я не знаю.

Председатель общественного совета УФСИН России Антон Калабин с коллегами солидарен. По его словам, задача государства – «выпускать из-под своих материнских рук удивительно красивых людей, в любой момент готовых подставить ему свое плечо». А если не получилось:

– Нужно насильно останавливать наркоманов. Ибо только так мы сможем восстановить то, что человеку было дано. Но методы должны быть и жесткими, и мягкими, как в воспитании малых детей.

 

Подними покрывало!

Главная проблема благотворительных фондов – в непрозрачности их деятельности как друг для друга, так и для населения. Это в Томске за последние два года реабилитационные центры начали активно сотрудничать. А у соседей? С другой стороны, пациент, обращаясь за помощью в фонд, часто не знает, кто будет его лечить – высококлассные ли специалисты?

По мнению участников круглого стола, проблему шарлатанства может решить обязательная сертификация каждого фонда. Только так клиент сможет сразу понять, поможет ли организация отказаться от приема наркотиков либо подразумевается последующая социализация пациента. Сотрудники фондов должны иметь образование педагога или социального работника, проходить обучение по программам реабилитации наркоманов. А руководители – привлекать СМИ к освещению своей деятельности.

Ряд участников заседания круглого стола предлагают другие способы борьбы с наркоманией. Рецепт от молодежного парламента ТО – запретить продажу в аптеках таблеток и капель без рецепта. Это позволит снизить количество наркозависимых среди подростков, которые покупают сиропчики от кашля, пьют и ловят кайф. А по мнению Рустама Усманова из организации «Преображение России», нужно «прививать добрые нравы и менять мировоззрение больных».

 

Латание дыр

Однако и сертификация фондов, и всевозможные запреты – лишь латание дыр. В июне 2010-го принята антинаркотическая стратегия РФ. Но даже она не дает четкого ответа на вопрос, как должна быть организована работа по снижению роста наркомании. К тому же документ предполагает, что при существенном сокращении спроса и предложения на наркотики будет и дальше снижаться количество специализированных наркологических медицинских учреждений, число профессиональных психиатров-наркологов и социальных работников. Среди рисков также формирование у граждан терпимого отношения к незаконному употреблению наркотиков, рост преступности в сфере оборота наркотиков и появление в обороте новых психотропных средств взамен изъятых.

А пока статистика такова: количество учащихся школ, пробовавших наркотики, увеличилось с 10 до 15%. Среди студентов этот показатель достигает 30%.

 

Два дня назад томские оперативники накрыли лабораторию по выращиванию конопли. Она располагалась в одном из гаражей рядом со студенческими общежитиями и была устроена по последнему слову техники – автоматический полив, датчики температуры и давления, стимуляторы роста корней. Произведенная марихуана продавалась студентам.

 

С 1999 года добровольную реабилитацию в нашем фонде прошли более 700 человек, около 200 из них уже от 3 до 11 лет не употребляют наркотики. Они создали около 50 семей, в которых родились здоровые дети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × один =