Кому платили пенсии в России?

20 лет Пенсионному фонду

 

«На десять больных – один здоровый»

 

Точную дату назначения первой пенсии установить практически невозможно. Однако Днем социального работника считается 8 июня. На этот день выбор пал неслучайно. Именно 8 июня 1701 года Петр I издал указ о создании богадельни для нищих, больных и престарелых. Царь велел для десяти человек больных держать одного здорового, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил.

 

Дело благотворительное

До второй половины XVIII века социальная помощь в России осуществлялась в основном на началах благотворительности. Лишь в конце XIX века для управления системой социальной помощи был создан Приказ общественного призрения.

В Томске он ведал устройством школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов. Частные благотворительные общества содержали в Сибирских Афинах дешевые столовые для бедноты, а позже – для студентов, а также сиротские приюты, детские ясли. Социальную помощь нуждающимся оказывала и церковь. В губернии при монастырях создавались дома трудолюбия, богадельни и бесплатные столовые.

Пенсионное обеспечение тех лет устанавливалось лишь отдельным категориям госслужащих, в основном военным, заслужившим боевой доблестью право на пожизненный пенсион. Позднее пенсии стали платить и чиновникам. В случае смерти пенсионера доля его выплаты оставалась за вдовой и малолетними детьми.

В Госархиве ТО имеется «дело о ходатайстве Веры Жбиковской, вдовы чиновника, об установлении ей пенсии после смерти мужа». Сигизмунд Ксавьерьевич Жбиковский служил в должности помощника Бийского окружного исправника Томской губернии и, «имев от роду 53 года, от болезни печени и других брюшных внутренностей, оставив после себя жену, скончался 28 января 1883 года». Переписка по делу о назначении пенсии вдове длилась более 14 месяцев. При этом пенсия так и не была назначена по причине смерти просительницы.

 

Пьяницам – не положено

Интересны и документы бывшего заштатного священника Иоанна Елиазарова, который за пренебрежение к службе лишился церковного звания и своего денежного содержания. Однако, принимая во внимание продолжительность службы в духовном ведомстве, а также его старость и бедственное положение, Священный синод назначил ему пенсию в размере 200 рублей ежегодно.

Полученное пособие отец Иоанн благополучно пропивал в ближайшем кабаке, за что и был лишен данной милости. Попытки священнослужителя добиться отмены отказного решения успехом не увенчались, а ведь на эти деньги можно было приобрести более тысячи рябчиков, 100 пудов муки или 528 кг свежей стерляди.

Процесс установления пенсии за умершего кормильца демонстрирует переписка управляющего акцизными сборами Министерства финансов с «Его превосходительством» господином Томским губернатором.

«Старший помощник надзирателя Павел Васильевич Заварыкин во время объезда участка по ревизии казенных винных лавок был убит злоумышленниками, напавшими из засады на большой дороге. Он геройски отстреливался до последней минуты, несмотря на безусловно смертельные раны. Тем самым уберег от хищения казенных денег около 300 рублей серебряной монетой», – говорится в прошении.

После смерти Заварыкина остались вдова и двое малолетних детей, которым была назначена «усиленная» пенсия в размере полного жалования покойного – 800 рублей в год и, кроме того, на воспитание одной из дочерей – стипендия в размере 250 рублей в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 4 =